Политика

Гарри Каспаров: "Мы делаем ставку на раскол элит"

Лидер ОГФ Гарри Каспаров считает, что смыслом деятельности современной оппозиции является не борьба за власть или требование отставки правительства с целью последующего безболезненного перехода к нормально функционирующей парламентской демократии, а действия, направленные на раскол существующих политических элит.

Национальная ассамблея столкнулась сегодня с рядом важных проблем, препятствующих нормальному функционированию коалиции - наличию людского ресурса и стратегии действий. Именно об этом и говорили участники состоявшегося ещё 10 марта заседания Бюро Национальной Ассамблеи, подробности которого стали известны только сейчас.

"Мы должны перейти к более тонкому подбору людей. Если из 700 человек в итоге у нас осталось 200-250 работоспособных, то это вполне достойный результат. Надо отсеять тех, кто оказался неспособен к работе или незаинтересован. Надо открыть движение в обе стороны - чтобы люди могли входить и выходить из НА", - предложил лидер Фронта национального спасения Валерий Смирнов.

Против такого подхода возразил главред газеты "Дуэль" Юрий Мухин, предложив взять опыт большевиков. "Давайте считать 700 человек депутатами съезда, пусть они изберут ЦК, политсовет, где будут те, кто активно работает. Пусть доверят тем, кто хочет работать", - сказал он.

Но проблема оказалась гораздо глубже. Как пояснил депутат Сергей Аксенов, НА стала заложницей созданной модели коллективного принятия решений. "Сама концепция ассамблеи в том виде, в котором была реализована, она неверна", - сказал он, добавив, что "надо переформатировать НА", "забыть о функциях протопарламента" и превратить ее в коалицию политических сил. "Без действия все голосования и заявления никуда нас не выведут. Громоздкое руководство мешает принятию решений", - отметил он.

С другой стороны, по словам ещё одного депутата НА Сергея Мозгового, "коалиция политических сил - это нечто близкое к фронту политических сил. Политический фронт - это раскол политических сил, это приведет к расколу НА".

Подвёл итог дискуссии Гарри Каспаров:

- Мы не можем сегодня провести выборы. Мы считаем, что наименьшим злом было бы добиваться отставки правительства и безболезненного перехода к нормально функционирующей парламентской демократии. Какое действие мы еще можем предложить? Насколько я понимаю, существует еще вариант открытой конфронтации со всей исполнительной властью. Большинством поддерживается мнение, что сегодня надо поддерживать существующие разногласия между главными властными группировками. От любой коалиции ждут предложений стратегических, что мы собираемся делать завтра. Мы предложили некоторый план действий. Он может оказаться ошибочным, если мы ошибочно оцениваем ситуацию. Все другие предложения должны базироваться на другой оценке и других сценариях. Мы делаем ставку на раскол элит, - подчеркнул Г. Каспаров.

Конфликт между политическими элитами - одна из любимейших тем Каспарова и Ко. Сидеть и ждать пока мифические башни Кремля пытаются сравнять друг друга с землёй, чтобы потом на обломках стен из красного кирпича воздвигнуть новую империю - для этого нужно обладать недюжинным терпением. С другой стороны, ещё герой той знаменитой рекламы провозгласил главный принцип современного оппозиционера: мы сидим, а денежки идут.

На протяжении нескольких последних лет тот же самый Гарри Каспаров с периодичностью примерно в 6-7 месяцев предрекает либо революцию, либо крах путинского режима. И если до недавнего времени главным катализатором краха системы должны были стать "марши несогласных", то после публичного развода с Эдуардом Лимоновым либеральные "несогласные" сели в засаду. Ждать раскола.