Одним из любимых объектов для насмешек китайцев является внук Великого кормчего — генерал-майор Мао Синью, имя которого в переводе означает "новая Вселенная". Шутят и над его габаритами — вес Мао превышает 110 килограммов, — и над уровнем интеллекта, и над его карьерой, хотя сам Мао в свое время признался, что во многом обязан ей своим именем.
На днях по Weibo — китайскому аналогу Twitter — разошлась фотография крупногабаритного Мао в плохо сидящей военной форме с подписью: "Когда я был маленьким, мама сказала мне, что военная форма на всех смотрится хорошо. Когда она увидела эту фотографию, то, наконец, признала, что ошибалась".
Визиты Мао в Национальный народный конгресс (высший законодательный орган Поднебесной, обладающий полномочиями по внесению поправок в Конституцию и изменению законов), делегатом которого он является, для журналистов становятся настоящим праздником. Сам генерал-майор от такого пристального внимания явно не в восторге: несколько лет назад, когда его окружили журналисты, он так растерялся, пытаясь увернуться от них, что не смог найти свою машину. В этом же году он стал героем газетных заголовков, предложив применять стратегические идеи своего знаменитого дедушки в кибервойнах. "Пожалуйста, отнеситесь к моему предложению серьезно, — попросил Мао. — Я потратил много времени на его подготовку".
Мао — не только посмешище для большей части населения Китая, он еще и бенефициар политической системы Поднебесной. Его стремительная военная карьера стала худшим примером кумовства, процветающего в Коммунистической партии КНР: многие высшие руководители, в том числе и председатель КНР Си Цзиньпин, — это сыновья и дочери представителей первого поколения революционеров-коммунистов.
Внук Великого кормчего стал самым молодым генералом китайской Народно-освободительной армии, получив это звание в 2010 году в возрасте 40 лет без видимых на то причин и явных заслуг. Сейчас он работает заместителем главы Академии военных исследований Китая, где исследует идеи Мао Цзэдуна. Ряд престижных университетов присудил генерал-майору несколько ученых степеней, хотя, по данным Financial Times, Мао испытывает определенные проблемы с обучаемостью.
Читайте также: Обаму охраняет инопланетянин?
Впрочем, и сам Мао понимает, за что на него сыпятся такие подарки судьбы: в интервью популярному китайскому порталу Netease он признался, что немаловажным фактором его карьерного роста стало имя. "Все люди переносят свою любовь и уважение к Мао Цзэдуну на мою персону", — пояснил Мао-младший.
И действительно, хотя Коммунистическая партия радикально сменила курс, отойдя от учения Великого кормчего, идеи Мао по-прежнему оказывают большое влияние на партийную идеологию, в том числе и левых фракций, куда входит опальный Бо Силай. Его портрет до сих пор красуется над площадью Таньаньмэнь, а официальная версия касательно деятельности Мао гласит, что он ошибался только на 30 процентов, а на остальные 70 был абсолютно прав.
Народ, правда, до сих пор помнит "Большой скачок вперед" и "культурную революцию", которые привели к гибели 50 миллионов человек — родная страна погубила больше народу, чем любая иностранная держава, — и ввергли Поднебесную в пучину насилия, отголоски которого можно услышать и по сей день. Даже у Мао-внука отношение к наследию своего деда двойственное: он позволяет себе критиковать затяжной культ личности Великого кормчего — но довольно осторожно и деликатно. Так, на прошлой неделе он заявил, что Мао "положили на алтарь", и что только "превращение Мао и других лидеров в реальных людей" пробудит у народа желание снова чему-то учиться у них.
Неудивительно, что простому народу приятно видеть в Мао-внуке того самого "реального человека". А его нечаянный комедийный талант этому только способствует. К примеру, Мао как-то признался, что увлекается каллиграфией. Пользователи сразу же нашли в Сети образцы его работ и потрудились распространить их, чтобы и другие повеселились: образцы были до смешного неаккуратными и детскими. "Если бы председатель Мао увидел эти иероглифы, он бы потерял сознание от возмущения", — написал один из юзеров.
Читайте также: Выборы нового Папы предвещают конец света?
Со всеми своими недостатками Мао Синью заметно отличается от своего деда. И самое главное отличие заключается в том, что Мао-внук более открыт внешнему миру. Когда его спросили, отправит ли он своих детей учиться за рубеж, как это принято у китайской политической элиты, он ответил утвердительно: "Если они будут хорошо учиться, я не возражаю против их учебы за границей. Но это зависит от них самих. Никаких привилегий".