В 2000 году, в День национального достояния, своеобразный "день открытых дверей", был открыты для посещения Елисейский дворец, Французский Банк, Военная школа, Посольство России. И лишь принадлежащий Французской компартии музей оставался под замком. Исчезла с фасада дома и памятная табличка.
А через несколько дней в Париже сегодня открылся судебный процесс по обвинению ряда руководителей французских коммунистов в незаконном финансировании партии. На скамье подсудимых оказались бывший казначей партии Пьер Сотюра, национальный секретарь ФКП Робер Ю, которым предлагалось объяснить происхождение и использование 19 млн. франков (около трех млн. долларов), поступивших, как полагает следствие, в партийную казну в 1990-1994 годы от крупной компании Generale des Eaux - одного из флагманов французской экономики в области строительства водопроводов и создания высокотехнологичных систем управления водоснабжением. По версии следствия, компания переводила на счета компартии деньги, а региональные муниципалитеты, во главе которых были коммунисты, якобы благоволили CGE при приватизации местных систем водоснабжения и канализации.
На рубеже Миллениума Компартия Франции вообще переживала не лучшие времена. За последние четыре года ее ряды покинуло более ста тысяч членов, что означало сокращения бюджета партии за счёт взносов. Так что коммунисты были вынуждены искать новые источники финансирования. При этом партийные боссы внезапно обратились к помощи Иисуса Христа. На паперть, конечно, не пошли, а вот выставку скульптур и полотен с изображением Иисуса Христа в партийном офисе организовали. Журналистам объяснили, что целью выставки было засвидетельствование любви к ближним и призывы к взаимопониманию и терпимости. Но рядовые коммунисты считали. что их боссы просто хотели показать, что Иисус был первым коммунистом.
За прошедшие с того времени годы ситуация не изменилась, а в распоряжении журналистов появились новые факты распродажи коммунистической собственности.
Год назад компартия подписала договор с швейцарскими инвесторами при посредничестве панамской финансовой компании на продажу здания, где располагается редакция Humanite, построенное Оскаром Нимейером в Сен-Дени. Сумма сделки должна была составить пятнадцать с половиной миллионов евро. Однако десять дней назад потенциальные покупатели расторгли договор, что явилось настоящей катастрофой для компартии.
С музеем-квартирой Ленина на улице Мари-Роз всё было сделано тихой сапой. Библиотеку, кепку и очки Владимира Ильича тайком вывезли из музея. "Надеемся, что их не выбросили, было бы очень жаль", - говорят отцы-францисканцы, чей монастырь расположен на другой стороне улицы. Судьба ленинских реликвий заботит только монахов - скорее всего по причине профессиональной деформации их личности, пишет "Le Nouvel Observateur".
Российские коммунисты, в отличие от своих французских товарищей, пока не бедствуют. Хотя и регулярно оказывается в центре крупных коррупционных скандалов. В марте 2006 года директор Института проблем глобализации Борис Кагарлицкий опубликовал антикоррупционный доклад "Штормовое предупреждение", в котором первое место было отведено КПРФ. Зюганов обвинил Кагарлицкого в клевете, но в ходе судебных прений так и не смог привести разумных контраргументов.
А уже в этом году активисты свердловского регионального отделения КПРФ обвинили верхушку партии в продаже мест в партийном избирательном списке по выборам в Свердловскую облдуму. По мнению рядовых коммунистов, проходные места достались сплошь кандидатам с солидными финансовыми ресурсами.
Сергей Макаров