Политика

Дом с привидениями

"В начале 1930-х годов здесь разместилась Военная коллегия Верховного Суда СССР. Она годами выносила приговоры. Артистам, ученым, военным, священнослужителям, инженерам, руководителям и многим другим, - говорится в заявлении движения "Наши". - Всего Военной коллегией было осуждено 47 549 человек, из них расстреляно 31 456 человек. Многие из этих людей были убиты здесь же, в подвале этого дома. В эти ворота въезжали машины с обреченными. Здесь, у подъезда, сутками стояли родственники осужденных, надеясь спасти родных и близких или хотя бы что-то узнать о них. Другого такого дома с такой трагической судьбой, в Москве нет", - утверждают патриоты, обращая внимание городских властей на судьбу дома, который "в скором времени может превратиться в торгово-развлекательный центр или попросту снесен".

По словам одного из активистов Православного корпуса Движения "Наши" Сергея Микаева, "эти трагические страницы истории нельзя забывать. Я считаю, что если мы не будем помнить ошибок прошлого, мы обречены на их неизбежное повторение. Надо сохранить дом, открыть в нем музей. Пусть каждый, кто идет мимо остановится и почтит память тех, кто так и не вышел из этих стен. Пусть потомки знают и помнят", сказал он.

Между тем, история этого дома окутана поистине мистической тайной. К которой, впрочем, приложили свою руку вполне реальные люди.

3 октября 2007 года рабочие, проводившие реконструкцию зданий "Шереметьевского подворья" на Никольской улице обнаружили при углублении фундамента дома № 8 останки 34 человек. Неподалеку в земле был обнаружен пистолет.

Разумеется, что информационные агентства не преминули связать эти два обстоятельства и в эфир полетели сообщения об останках со следами огнестрельных ранений. Спустя сутки представитель Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Москве сообщил, что предварительная судмедэкспертиза никаких следов насильственной смерти, тем более с применением огнестрельного оружия, у останков этих самых 34 человек не нашла.

Но кто же в будет отказываться от раскручивания сенсационной темы. И к "расследованию" подключились эксперты правозащитного общества "Мемориал" и дружественные им СМИ.

Радиостанция "Эхо Москвы" сообщает, что "все они были убиты выстрелами в голову, причем, с близкого расстояния", а охочие до сенсаций издания подают это сообщение как свершившийся факт: "...судя по характерным отверстиям в черепах, обнаружена одна из так называемых расстрельных комнат НКВД, где в середине 1930-х годов расстреливали репрессированных", - пишут "Известия".

Сотрудник "Мемориала" Никита Петров рассказывает, что для 30-х годов больше "характерен массовый характер репрессий и некая технология захоронения в загородной зоне либо кремирование на Донском кладбище", однако не исключает того, что "единичные случаи закапывания прямо тут же могли быть", и наверняка это "не единственное место в Москве, где еще будут обнаружены жертвы советского тоталитаризма".

Председатель "Мемориала" Арсений Рогинский идёт ещё дальше и раскрывает перед публикой страшные тайны сталинских казематов. По его словам, в этом самом доме №8, где были обнаружены кости, располагался политотдел спецвойск НКВД, а в здании наискосок через улицу (в доме N 23) находилась Военная коллегия Верховного суда СССР, где выносились приговоры "врагам народа". Более того, главный центр террора - здание НКВД на Лубянке - от Шереметьевского подворья отделяет несколько сот метров, и у него сохранились свидетельства, что Военная коллегия и здание на Лубянке были соединены тоннелем, для того чтобы обеспечить бесперебойный поток "врагов народа" от места "следствия" до места "суда".

"Слухи, что приговоры приводились в исполнение где-то в центре, ходили по Москве давно. - Теперь мы получили их подтверждение", - уверен Арсений Рогинский. Со ссылкой на неких неустановленных лиц рассказывается что в кирпичах подвалов сохранились следы пуль, которыми расстреливали. При этом убивали, конечно же, не только в этом подвале — поток жертв был настолько колоссальным, что приходилось задействовать древние подвалы других окрестных домов, уверяли правозащитники. На закуску выдаются убойные цифры: за два года — с 1936 по 1938 год Военная коллегия вынесла более тридцати тысяч смертных приговоров. В общем, круг замкнулся.

Но это был лишь первый акт разыгрываемой пьесы. В "Мемориале" считают, что "это страшное место" не должно быть забытым. А стало быть необходимо передать это здание правозащитникам, которые готовы за свой счёт превратить его в музей. Проблема лишь в том, что у здания есть собственник - в 2004 году особняк на Никольской, 23, был куплен ООО "Проминструмент" — дочерней структурой Банка Москвы. После реконструкции там планируется разместить развлекательный комплекс.

Правозащитники апеллируют к тому, что устраивать пляски на костях, развлекаться в подвалах, где расстреливали тысячи невинных людей - преступление перед своей совестью и всем человечеством вместе взятым. В дело вмешивается Москомнаследие, присваивая особняку статус вновь выявленного объекта культурного наследия. Но правозащитникам нужен особняк, а не культурное наследие с табличкой.

И никто не обратил внимания на слова действительных, а не мнимых экспертов: "Возраст останков нескольких десятков человек, обнаруженных месяц назад при реконструкции "Шереметевского подворья" в центре Москве, составляет более 100 лет. Об этом сообщил руководитель следственного отдела по Тверскому району Москвы Следственного комитета при прокуратуре РФ Сергей Булучевский. "Как установила экспертиза, возраст останков превышает 100 лет, то есть они относятся к XIX и XVIII векам, - сказал Булучевский. - Как установили эксперты, они принадлежат 74 взрослым и 9 подросткам и детям. Вполне вероятно, что там мог находиться один из погостов или они были захоронены время голода или мора".

Итак, в сухом остатке получаем следующее. Рабочие находят в доме №8 некие останки людей и пистолет. СМИ высказывают предположение, что их убили из этого самого пистолета. Правозащитники синхронизируют это с событиями 30-х годов XX-го века на том основании, что в вышеозначенном доме политотдел спецвойск НКВД, после чего указывают на нахождение поблизости дома № 23, где располагалась Военная коллегия ВС СССР, якобы связанная подземными коридорами с подвалами Лубянки. При этом про дом № 8 все благополучно забывают и цитадель зла перемещается в дом № 23, вокруг которого и начинается информационная война.

Арина Семёнова