Многим из нас невольно приходится жить в режиме многозадачности: за день бывает необходимо переделать множество дел, и часто мы жалеем, что в сутках только 24 часа… Между тем пособия по тайм-менеджменту утверждают, что нужно учиться совмещать различные задачи. Верная ли это рекомендация? И насколько эффективным может оказаться результат?
Юлию Цезарю лучше не подражать?
Мы восхищаемся прославленным римским императором и полководцем Юлием Цезарем, который якобы мог выполнять по семь дел одновременно. С другой стороны, мы и понятия не имеем, насколько успешны были результаты его действий…
На первый взгляд, одновременное выполнение нескольких дел сразу здорово экономит нам время. Представьте себе, что вам нужно, придя с работы, приготовить ужин, постирать белье и сделать важный звонок по телефону… Что вы делаете? Закладываете белье в стиральную машину и нажимаете на кнопку стирки, ставите на огонь чайник и бежите к телефону — звонить…
Конечно, все может оказаться в порядке, но если разговор вдруг затянется, то чайник может выкипеть, а в стиральной машине может обнаружиться неисправность, вследствие чего она перестанет стирать или вода начнет просачиваться к соседям. Вы же будете не в состоянии контролировать эти процессы, так как в это время говорите по телефону…
А как мы обычно ведем себя на работе? Одновременно отвечаем на телефонные звонки, что-то записываем на бумаге и при этом одним глазом смотрим в компьютер… Достаточно распространенная ситуация, когда мы открываем на компьютере сразу несколько окон и одновременно раскладываем пасьянс, общаемся в "аське" с друзьями и выполняем свою непосредственную работу, например, составляем деловые письма… Если в общении возникают частые паузы, то можно побиться об заклад — человек занят чем-то еще!
Конечно, мы можем похвалить сами себя — какие мы молодцы, что все успеваем: и поработать, и развлечься, и потрепаться с приятелем или подругой… Но очень скоро может обнаружиться, что в этом "режиме многозадачности" мы упустили важную информацию или начисто позабыли о чем-то, что обязательно следовало сказать или сделать… Разумеется, не всегда это приводит к столь плачевным последствиям, но такое отнюдь не исключено.
А как же вредные привычки?
Психолог Алексей Фалеев считает, что привычка быть "многозадачным" может даже являться одной из причин ожирения. Думая о посторонних делах, к примеру, о проблемах на работе или в личной жизни, или общаясь с кем-то, мы автоматически съедаем все, что лежит на тарелке, даже не различая вкуса пищи…
Один врач-нарколог излечивал своих пациентов от алкоголизма следующим образом. Он запирал их в комнате, где стояли стул и стол с бутылкой водки на нем. "Хочешь выпить? Садись и выпивай!" — заявлял доктор. И вдруг алкоголики обнаруживали, что водка на самом деле горькая и противная. Отчего же они раньше этого не замечали? Очень просто — они привыкли "употреблять" либо в компании, либо между делом. А тут их оставляли одних, в комнате не было даже газет для чтения, и разумеется, никакой компании… И желание выпить пропадало…
По словам Алексея Фалеева, мы способны успешно выполнять сразу несколько дел (обычно не более двух), только если часть из них не требует участия сознания. Например, опытный водитель может ехать на "автопилоте", размышляя о своем или с кем-то беседуя. Или мы можем заниматься каким-то ручным однообразным механическим трудом, в то же самое время ведя разговоры или предаваясь размышлениям на другую тему. Но если водитель не очень опытный или мы еще не наработали опыт, благодаря которому труд становится "автоматическим", результат нам может не понравиться.
Поэтому лучше взять за правило выполнять только одно дело за один отрезок времени, советует психолог.
Мнимый склероз
Проблемы с памятью, на которые часто жалуются даже молодые люди, могут быть вовсе не признаком раннего склероза, а следствием все тех же попыток быть "многозадачными". Допустим, вам нужно зайти на почту за посылкой, в аптеку купить лекарства по просьбе кого-то из родных, и наконец, в магазин за продуктами. И только придя домой, мы обнаруживаем, что начисто забыли про аптеку…
Чаще всего мы забываем о вещах, не слишком значительных для нас — допустим, о тех, которые не требуют срочных действий, или о просьбах других людей… Поэтому лучше либо записывать порядок необходимых действий на бумаге, либо распределить их по возможности на разные дни.
Большинство специалистов в области психологии все же склоняются к тому, что наш мозг не рассчитан на многозадачность. Если у вас проблемы с тем, чтобы все успеть, постарайтесь правильно расставить приоритеты и менее важные дела отложите на потом. Если же вы будете хвататься то за одно, то за другое, то результат может и не обрадовать. Есть прекрасная поговорка: "за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь!"
Читайте также:
Как понять, что вы перегружены