Психология

Интернет создает иллюзию большого ума

"Я прочел об этом в интернете!" Произнося эту фразу, многие из нас начисляют себе очередной балл за "мозги". Нам часто кажется, что умение находить информацию в Сети свидетельствует о нашей интеллектуальности и образованности. А так ли это? По мнению экспертов из Йельского университета, легкий доступ к сетевым ресурсам создает опасное заблуждение.

Интернет стирает границы

Специалисты из Йеля проанализировали результаты исследования, проведенного Американской психологической ассоциацией. Согласно им, люди, которые часто ищут информацию в интернете, приписывают себе знания, которых на самом деле у них нет, и это повышает их самооценку.

В ходе эксперимента 302 добровольцев разделили на две группы. Обеим группам предложили одинаковые вопросы для тестирования, но первой группе разрешили искать ответы в Сети, а вторую просили прочитать тексты с ответами. После этого всех участников попросили оценить свой уровень знаний по данному вопросу.

Выяснилось, что те, кто искал сведения в интернете, давали своим знаниям более высокую оценку даже в тех случаях, когда они так и не смогли получить ответ на вопрос, а просто просмотрели ряд веб-сайтов на эту тему. У них возникала иллюзия, что они много знают о предмете обсуждения.

"Интернет — это такая мощная среда, которая дает доступ к мировым знаниям. И становится очень легко перепутать собственные знания и информацию из внешней среды, — прокомментировал результаты тестов аспирант факультета психологии Йельского университета Мэтью Фишер. — Когда люди к этому привыкают, им становится трудно объективно оценить собственные умственные способности, они очень зависимы от интернета".

"С интернетом границы между тем, что вы действительно знаете, и тем, что вы думаете, что знаете, стираются", — добавил Фишер. Он считает, что подобная неадекватная оценка своих знаний может привести в некоторых ситуациях к весьма отрицательным последствиям.

Мы глупеем из-за интернета?

Когда те, кто сегодня достиг среднего возраста, учились в школе или вузе, никакого интернета еще не существовало. Во всяком случае, в широких масштабах… Чтобы извлечь и запомнить какие-то сведения, необходимо было рыться в учебной литературе, справочниках, слушать лекции и вести конспекты…

Сейчас достаточно нескольких нажатий клавиш — и мы безо всякого труда можем узнать любое название, дату какого-нибудь события, определение того или иного термина… Можно скачать нужную книгу, рукопись, статью… Сеть представляет собой "костыли", которые мы всегда можем подставить, если не помним какой-то информации, и вот человек уже не прилагает усилий, чтобы ее запомнить…

В 2010 году было опубликовано англоязычное эссе Николаса Карра "Делает ли интернет глупее?" Автор утверждал, что в результате пользования интернетом у него ухудшились память и способность к концентрации.

Казалось бы, эта теория косвенно подтверждается. Несколько лет назад американский психолог Бетси Спэрроу провела исследование среди студентов Гарварда. Перед ста испытуемыми поставили задачу: запомнить 40 различных фраз, которые они видели на экране компьютера. Хотя все фразы были несложными по строению и содержанию, задание вызвало у студентов значительные трудности при запоминании.

Результаты исследования появились в 2011 году в журнале Science. Бэтси Спэрроу пришла к выводу, что люди гораздо хуже запоминают информацию, если знают, что она постоянно доступна для них. Так, студенты-добровольцы куда лучше запоминали, где хранятся нужные сведения, чем их содержание.

Псевдоинтеллектуалы

К тому же, в Сети информация, как правило, не отфильтровывается. Статьи по науке и медицине часто пишутся журналистами, которые не являются специалистами в этих областях… Публикация, которую вы прочтете на сайте, может быть написана дилетантом, сведения могут оказаться неточными. Никто не гарантирует, что они правдивы. Многие черпают информацию из "Википедии", которая составляется усилиями обычных пользователей… Даже исторические данные могут быть существенно искажены.

Именно поэтому школьникам и студентам все-таки предлагается читать книги и учебники, а не статьи из интернета. По крайней мере, авторы официальных пособий являются экспертами в своей тематике.

Необходимо отдавать себе отчет в том, что, пользуясь информацией из сетевых источников или пересказывая и переписывая ее, вы выражаете чужое мнение, не всегда объективное, и пользуетесь сомнительными чужими знаниями. Таким образом, нельзя считать себя умным и интеллектуальным только на том основании, что вы хорошо владеете искусством навигации в Сети.

Читайте также:

Гаджеты тайно управляют нами

Как внушить доверие к вашему интеллекту

Призраки могут жить в компьютерах

Нестандартные факты о социальных сетях