Станете ли вы смотреть, фильм, читать книгу или приобретать какой-то товар, увидев о них плохие отзывы в Сети? Наверное, вряд ли. А если отзывы хорошие? Во время веб-серфинга мы склонны слепо доверять чужим оценкам, даже если они субъективны. К такому выводу пришли Лев Мучник и его коллеги из Еврейского университета в Иерусалиме (Израиль).
Ученые провели исследование с помощью крупного новостного портала. На этом портале есть возможность для пользователей давать оценки комментариям к материалам. Считается, что это стимулирует посетителей высказывать свое мнение о размещаемых статьях.
Итак, исследователи договорились с администрацией сайта о том, чтобы каждый новый комментарий получал оценку "плюс" или "минус" в случайном порядке, либо вообще не получал оценок. При этом оценка никак не зависела от содержания комментария. После этого эксперты отслеживали, как оценивали комменты "живые" пользователи.
Читайте также: Мы все - телепаты... в минуты опасности
За период эксперимента было оставлено более 100 тысяч комментариев. Они были просмотрены более 10 миллионов раз и оценены более 300 тысяч раз. При этом комменты, случайно получившие положительную оценку, оценивались позитивно на 32 процента чаще, чем те, которые вообще не получили оценок. Что же касается комментариев, которым достались отрицательные оценки, они также получали больше "минусов" от реальных пользователей. Психологи отметили, что эта закономерность наблюдалась, если речь шла о разделах политики, общества и бизнеса, но не просматривалась в разделах главных новостей, экономики, информационных технологий и юмора. По-видимому, люди обращали внимание только на комментарии, связанные с наиболее животрепещущей для них тематикой.
Если дело касается произведений литературы и искусства, каких-то товаров или услуг, то многие из нас также сначала читают отзывы в интернете. И если негативных отзывов больше, это может послужить поводом к тому, чтобы не читать книгу, не смотреть фильм, не покупать какую-то вещь или не обращаться в данную компанию. Хотя отзывы о них могут быть прямо противоположными. Вкусы у всех разные, и ситуации возникают разные тоже.
Между тем, далеко не всегда отзывы являются объективными. Достаточно посмотреть комментарии, оставленные, например, клиентами сетевых магазинов. Один и тот же магазин кем-то оценивается как "ужасный", кем-то как "отличный" и, наконец, кем-то как "обычный". Дело в том, что одному вовремя не доставили товар или он оказался бракованным, другому, наоборот, курьер все привез в срок и товар оказался качественным, а третьему доставку немного задержали, но в итоге все оказалось в порядке. Кто-то остался недоволен ответами менеджера по телефону, а кто-то вполне удовлетворен вежливым обращением. Какие-то единичные ситуации еще не свидетельствуют об уровне работы всего магазина — они свидетельствуют только об ответственности или халатности отдельных работников. Другое дело, если проблемы одни и те же, и возникают они постоянно. Тогда следует задуматься о том, стоит ли иметь дело с этой фирмой.
Читайте также: Манящая тайна разговоров о себе
Человек, к сожалению, устроен так, что он подсознательно склонен доверять скорее чужому мнению, чем своему собственному. Не зря мы любим по разным поводам советоваться: нам всегда кажется, что рекомендация, данная другим человеком, правильнее, чем наши собственные мысли. Хотя человек может быть вовсе не умнее нас. Нам необходимо, чтобы нас "направляли". Если сто человек считают, что белое — это черное, то же самое заявит и сто первый. Это закон. Именно так формируется любая идеология. Конечно, есть те, кто не боится высказывать свое мнение первым, и те, чье мнение отлично от общепринятого. Вот они-то и задают тон. Остальным же проще "подстроиться". Ведь если большинство считает именно так, то, вероятнее всего, это и есть истина!
Мучник и его команда опасаются, что этим эффектом "стадности" могут воспользоваться торговцы, политтехнологи и прочие структуры и индивиды, продвигающие свою продукцию или услуги. Достаточно нескольким специально нанятым людям написать для них положительные отзывы, как покатится "снежный ком" ничем не обоснованного позитива. И напротив, если кому-то захотят устроить "черный пиар", довольно будет нескольких отрицательных высказываний, пусть даже бездоказательных, чтобы вызвать целую лавину негатива. Увы, для нас часто важнее, что думают другие люди, чем-то, что думаем мы сами.