Психология

Игнорировать грубость полезно

Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда нам хамили, грубили или вели себя с нами неподобающим образом? И непременно кто-нибудь давал совет: "Не обращай на него внимания!". Оказывается, это вовсе не пустые слова. Если мы вступаем в конфликт или перепалку с неприятным нам собеседником, это может иметь негативные последствия для мозга.

Кристин Соммер из Колледжа Барач и ее коллеги-психологи провели два эксперимента с 118 добровольцами. Участникам предлагалось на выбор: продолжить разговор с человеком, который им нагрубил, а потом вел себя дружелюбно, либо игнорировать его… Через четыре минуты всем испытуемым давали задание на самоконтроль и проверку мыслительной активности. Оказалось, что лучшие результаты показали те добровольцы, которые игнорировали грубиянов или общались с ними, когда те вели себя дружелюбно.

Следовательно, неприятный разговор не только портит настроение, но и отрицательно сказывается на работе нашего мозга, заключили ученые.

Как правило, если нам говорят что-то неприятное, мы либо ввязываемся в конфликт, либо пытаемся не обращать на агрессора внимания. Последняя стратегия нередко расценивается как попытка отвергнуть собеседника в пассивной форме, либо как признак слабости: уходит от разговора — значит, боится. Но это не так, утверждает руководитель исследования Кристин Соммер. Просто человек может оказаться слишком усталым, чтобы конфликтовать.

Также от негативных разговоров могут уходить люди с повышенным чувством собственного достоинства. Они считают, что ввязываться в конфликт ниже их достоинства. Кстати, психологи утверждают, что чем спокойнее выглядит человек, тем реже окружающим приходит в голову ему противоречить. И напротив, если вы с горячностью начнете отстаивать свою точку зрения, то рискуете в ответ на одно свое слово услышать целых десять — и, естественно, таких, которые вам совсем не понравятся.

Известен также феномен психологического вампиризма. Есть люди, которые готовы по поводу и без повода придираться к тем, кто находится рядом. Они могут устроить целый концерт, если им, не дай бог, наступили на ногу или толкнули в общественном транспорте, или им просто показалось, что кто-то косо на них посмотрел.

Часто это пожилые или больные люди, которым не хватает собственной энергии. Такой человек будет кричать и оскорблять вас до тех пор, пока вы ему отвечаете. Таким образом он подпитывается от вас жизненной энергией. Когда вы расстанетесь, щеки у агрессора порозовеют и настроение заметно повысится, тогда как вы будете ощущать себя буквально выжатым лимоном…

Поэтому единственный способ сохранить внутреннее равновесие — это не давать вампиру подпитки. Он упрекает вас в том, что вы его толкнули или еще как-то обидели? Извинитесь и больше не реагируйте на его реплики. Если не реагировать никак не удается, отвечайте подчеркнуто спокойным тоном: "Я толкнул вас случайно", "Я уже извинился". Ни в коем случае не повышайте голос: вампир этого как раз и добивается — вывести вас из себя! Если же он поймет, что подпитаться от вас не удастся, то свернет свою активность или переключится на другой объект.

Срабатывает данная тактика и с вампирами, с которыми вы вынуждены постоянно иметь дело — скажем, на службе. Если начальник на вас кричит, это не значит, что вы должны молча выслушивать оскорбления. Отвечайте ему спокойно и с достоинством. Либо отстаивайте свою правоту, либо давайте объяснения, но не повышайте голоса и не ударяйтесь в истерику. Среди начальников тоже много вампиров, охотно пьющих кровь подчиненных — не давайте вашему шефу пищи!

А вот как вести себя с близким человеком, если тот на вас наезжает? Тут стоит применить иную тактику, считают психологи. Игнорирование хорошо с посторонними людьми, но если вы постоянно будете уходить от разговора с супругом или близким родственником, то между вами постепенно возникнет отчуждение. Ведь это не бабушка в автобусе!

Нет, кричать друг на друга не стоит! Попробуйте выразить свою точку зрения, но опять же спокойно, "без нервов". Если нормально поговорить с человеком не удается, тот слишком заведен, попытайтесь изложить ответ на претензии в письменной форме — отправьте послание по электронной почте или просто напишите письмо на бумаге и постарайтесь, чтобы адресат его увидел…

Учитесь общаться конструктивно. Пустые перебранки со взаимными выпадами и оскорблениями только разрушают отношения и отрицательно сказываются на нервной системе и вредны для мозговой деятельности.