Последние исследования ученых все же говорят о том, что компьютеры, интернет и компьютерные игры скорее полезны, чем вредны. Так, установлено, что активное использование компьютера способствует развитию особых участков мозга. Также занятия за компьютером — это хорошая профилактика различных психических заболеваний, в том числе шизофрении.
Существует много "страшилок" о вреде компьютеров и интернета. В основном все они сводятся к тому, что виртуальная среда отрицательно влияет на психику людей, особенно молодежи, делает их зависимыми от компьютера и порой агрессивными… Но есть голословные утверждения, а есть исследования ученых. Что же последние говорят по этому поводу?
Оказывается, не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. Взять хотя бы такую проблему, как подростково-молодежные суициды. Изучив результаты ряда исследований, проведенных учеными разных стран, группа экспертов из Оксфорда пришла к выводу, что действительно в одних случаях интернет подталкивает молодых людей покончить с собой, но в других, напротив, помогает им отказаться от мыслей о самоубийстве.
С одной стороны, "зависание" в Сети действительно способно спровоцировать депрессию, которая в перспективе может привести к суицидальной попытке. Общение в интернете может привести к снижению самооценки и тревожности, особенно при наездах и угрозах со стороны виртуальных собеседников, а это тоже фактор суицида… К тому же, в Сети можно найти большое количество информации о способах "безболезненного ухода из жизни". Например, 59 процентов подростков, пытавшихся покончить жизнь самоубийством, признались, что главным источником информации о "технике" этого процесса для них послужил интернет. Тогда как 80 процентов молодых новозеландцев, добровольно нанесших себе порезы и другие травмы, заявили, что сделали это под влиянием сетевого общения или чтения статей на эту тему… Многие суицидники находили себе в Сети единомышленников и партнеров, поддерживающих их в желании покинуть этот мир…
Читайте также: Масоны вводят поголовную чипизацию
Но также выяснилось, что нередко подросток или молодой человек отказывался от самоубийства, поскольку находил себе друзей и собеседников в Сети. В некоторых случаях их отговаривали от рокового шага те, кто уже пытался покончить с собой, или уговаривали обратиться за психологической помощью.
Неоднозначным выглядит и влияние компьютерных игр. Так, недавно Ульрих Вегер из Университета Виттен-Хердеке (Германия) и Стивен Лофнан из Мельбурнского университета (Австралия) пришли к выводу, что видеоигры меняют наше восприятие реальности. В частности, они могут снизить нашу чувствительность к боли. Такой эффект наблюдается, если игрок идентифицирует себя с персонажем игры.
В ходе исследования добровольцев попросили сообщить, сколько часов в неделю они играют в компьютерные игры. После этого всем дали задание — доставать скрепки из ледяной воды, чтобы проверить уровень болевого порога.
После этого испытуемым предложили поиграть в игру либо с полным эффектом присутствия, либо в вариант, не требующий полного погружения, и попросили пройти тот же тест со скрепками. Выяснилось, что участникам из первой группы удавалось доставать из воды большее количество скрепок, так как их болевой порог был снижен. Но при этом они демонстрировали "черствость" по отношению к окружающим, если у тех возникали проблемы. То есть в ходе игры человек может стать таким же бесчувственным, как аватар, с которым он себя отождествляет.
Читайте также: Мозг атрофируется от интернета?
В то же время, некоторые игры могут стимулировать умственные способности. Так, например, видеоигра Super Mario активизирует области мозга, связанные с пространственной ориентацией, памятью и стратегическим планированием. Исследование на эту тему провели Зимоне Кюн из Института человеческого развития общества Макса Планка в Берлине (Германия) и его коллеги.
В исследовании участвовали 48 добровольцев, ранее не увлекавшихся компьютерными играми. 23 из них было предложено на протяжении двух месяцев по полчаса в день играть в Super Mario 64. Остальные 25 стали контрольной группой и не играли в видеоигры.
По истечении назначенного срока ученые обследовали мозг всех испытуемых методом магнитно-резонансной томографии. У тех, кто играл в Super Mario, было выявлено увеличение количества серого вещества в мозгу. Также у них наблюдались изменения в правой части гиппокампа, правой части префронтальной коры головного мозга и мозжечке. Изменения проявлялись тем отчетливее, чем больший интерес вызывала у добровольцев игра. У контрольной группы подобных изменений не наблюдалось.
По мнению Кюна и его команды, можно с успехом применять ряд видеоигр для лечения психических расстройств или нейродегенеративных заболеваний вроде болезни Альцгеймера.
Так что нельзя сказать, что компьютер однозначно полезен или вреден. Компьютерная среда является очень разносторонней и по-разному действует на пользователей. К тому же, воздействие может быть индивидуальным.
Читайте также: Поиск инопланетян при помощи мобильников