Психология

Конфликты на работе: выход без потерь

К сожалению, наши взаимоотношения с коллегами не всегда идеальны. Причина может быть любой: от незакрытой форточки до элементарного "подсиживания". Одни склонны до последнего терпеть выходки сослуживца, другие закатывают скандалы, перерастающие в постоянную стрессовую ситуацию… Вот несколько советов, которые помогут вам справиться с конфликтом.

Не дайте ссоре разгореться

Очень часто причиной ссоры является пресловутая "последняя капля". Мы долго копим негативные эмоции по отношению к раздражающему нас коллеге, а потом "выливаем" на него все и сразу… В итоге мы становимся непримиримыми врагами — по крайней мере, до тех пор пока страсти не улягутся. Понятно, что это ухудшает психологический климат в офисе и мешает работе…

Чтобы не допустить такой ситуации, высказывайте свои претензии еще до того, как у вас "накипело". Спокойным тоном попросите коллегу закрывать форточку, так как вам "дует", не разговаривать громко по телефону или не подставлять вас перед начальством — в зависимости от того, что вы против него "имеете"…

Обязательно аргументируйте претензию, объясните, почему именно поведение человека вас не устраивает. Не повышайте голоса, обходитесь без оскорблений.

Если ситуация не устраивает вас, но устраивает вашего коллегу, попробуйте с ним договориться, пойти на компромисс, обсудить взаимные уступки… Большинство людей адекватно воспринимают предложения, высказанные спокойным тоном.

Читайте также:

Зловредные коллеги и способы их нейтрализации

Конфликты на работе: скандалисты и жертвы

Участники конфликта нередко принадлежат к одной из двух категорий людей. Первая — это скандалисты, которые чуть что срываются на крик. Вторая — жертвы. Они ни на кого не кричат, но постоянно жалуются на обидчиков. Поведение и тех и других не является конструктивным. Если вы узнали в одном из описаний себя, то попробуйте изменить свое поведение.

Как только назрела неприятная ситуация, вместо того чтобы кричать или жаловаться, налейте себе чаю, сходите поболтать в соседний отдел или посетите курилку. Сделайте паузу — и может быть, обида на коллег пройдет сама собой…

Есть и другие психологические приемы, которые помогают успокоиться в такой ситуации. Например, психологи советуют в течение 15 минут рисовать левой рукой круги. Также можно сминать в руке кусочек пластилина, словно передавая ему свое раздражение. Потом пластилин лучше выбросить…

Можно представить, что вы — вулкан, из кратера которого извергается лава. Это и есть ваши обиды. Извержение окончится, и обиды сойдут на нет.

Хороший способ — написать обидчику письмо, на бумаге или на экране компьютера. Выскажите в нем все свое недовольство. Пишите обо всем, что вы чувствуете в отношении обидевшего вас коллеги, не стесняясь в выражениях… А вот отправлять послание не нужно. Как только оно написано, лучше его сразу уничтожить. Психотерапевтический эффект сработает и так…

Минимизируйте последствия конфликта на работе

Иногда бывает и так, что избежать ссоры никак не удается. В таком случае постарайтесь, чтобы последствия для вас были минимальными.

Попробуйте взглянуть на себя со стороны. Если вы чувствуете себя уязвимым, мысленно представьте себе, что на вас надет воображаемый бронежилет. Тогда реплики, которые подает собеседник, не будут вас так сильно задевать.

Постарайтесь отодвинуться от коллеги-противника. Чем ближе вы друг к другу, тем больше будут накаляться страсти. Порой достаточно просто отойти или отсесть подальше, как конфликт начнет затухать…

Сбейте оппонента с толку. Шутка или какая-то нестандартная фраза, брошенная в момент ссоры, может обескуражить вашего визави. В какой-то момент он не найдется что сказать, так как шаблон конфликта будет разорван. Это даст вам передышку, а возможно, и сведет всю ссору на нет.

Возьмите паузу. Если оппонент на вас наезжает и вы понятия не имеете, что и какими словами ему отвечать, скажите, что не можете сейчас продолжать разговор, так как вам необходимо подумать над тем, что было высказано. Даже если потом вам придется вернуться к выяснению отношений, вы за это время сможете взять себя в руки и подготовиться к дальнейшему отражению нападок. Да и градус ссоры, скорее всего, будет снижен.

Вышеуказанные методики окажутся эффективными по крайней мере в большинстве случаев. Однако помните, что худой мир лучше доброй ссоры, и по возможности надо стараться договариваться с другими людьми, а не общаться с ними как с врагами.