Кажется самим собой разумеющимся, что негативные эмоции ни к чему хорошему не приводят. Но, оказывается, это не так. К примеру, стрессы, которые человек испытывает на рабочем месте, могут способствовать продуктивности труда. Это заключение экспертов из Ливерпульского университета, опубликовавших результаты исследования в издании Psych Central.
Ранее считалось, что положительные эмоции во время работы приносят сотрудникам лишь пользу, а отрицательные — вред. Однако ученые выяснили, что все зависит от контекста. Конечно, если на работе сложилась нервозная обстановка, то это может негативно влиять на психологическое состояние человека. Но на результатах труда это может сказаться вполне позитивно. Каким образом?
Ну, предположим, работодатель нарушает какие-то ваши права или недооценивает вас, и вы испытываете гнев, так как с вами поступают несправедливо. Тем не менее, этот гнев может иметь конструктивное значение. Во-первых, вы получаете жизненный опыт, который сможете использовать в будущем — например, при переходе на другое место работы. Так, будучи научены предыдущим горьким опытом, вы при предложении новой вакансии уже не позволяете "объехать себя на кривой козе" и более четко оговариваете условия оплаты труда, сверхурочные и прочее.
Во-вторых, работник, на которого "наезжает" начальство или которого, по его мнению, недооценивают, часто начинает добиваться лучших результатов работы, чтобы его, наконец, заметили, оценили и изменили отношение к нему.
Если же сотрудник доволен отношением руководства и коллег, то у него может не иметься достаточного стимула для того, чтобы "гореть" на работе. Поэтому он может начать относиться к своим обязанностям поверхностно, и его труд может быть не столь эффективен.
Как ни странно, аналогичное наблюдается и при работе в команде. Оказалось, что если общий психологический фон носит негативный характер, то деятельность команды становится более продуктивной. Дело в том, что в таких случаях ее члены реже выражают согласие друг с другом и чаще выдвигают различные идеи, которые нередко оказываются конструктивными и способны принести пользу проекту.
Возможно, зная об этих нюансах, работодатели часто намеренно создают в коллективе стрессовую атмосферу, вводя ненормированный график, ставя жесткие сроки выполнения задач и провоцируя конкуренцию между подчиненными. К примеру, менеджеры дерутся за клиентов, так как от этого напрямую может зависеть их зарплата или премия. Бывает и так, что под одной крышей в офисе собираются психологически несовместимые личности. И хотя им очень некомфортно работать друг с другом, постоянная атмосфера напряженности сама по себе является стимулом, чтобы добиваться успехов: коллеги стремятся "подсидеть" друг друга, "обойти", опасаются "опростоволоситься" перед недоброжелателем, то есть всячески борются за "место под солнцем". Если же в коллективе царит атмосфера доброжелательности, никто никого не ненавидит, не "подсиживает", то стимул выдавать лучшие результаты не так силен. Недаром часто при приеме на работу кадровики выясняют готовность соискателя "работать под давлением".
Один из авторов исследования, Дирк Линдебаум, прокомментировал: "Как положительные, так и отрицательные эмоции актуальны и имеют практическое применение на рабочем месте".
И все же в повседневной жизни психологический негатив чаще играет отрицательную роль. Так, выяснилось, что люди склонны избегать общения с теми, кто работает в службе доверия. Хотя, казалось бы, психологи, которые трудятся на телефоне доверия, совершают доброе дело, помогая тем, кто попал в трудную ситуацию, окружающие опасаются получить от них негативный эмоциональный заряд, обусловленный спецификой их деятельности…
Люди, которым довелось трудиться в негативной психологической атмосфере или в атмосфере постоянного стресса, могут получить из-за этого травму на всю оставшуюся жизнь. У человека, вынужденного уволиться с работы из-за плохого отношения к сотрудникам в данной фирме, может появиться страх вновь попасть в такую же ситуацию, из-за чего он испытывает проблемы с трудоустройством на новое место. Так что, несмотря на все плюсы ударной работы, минусов в долгосрочной перспективе все же накапливается гораздо больше.
Читайте также:
Следуй мечте — самый вредный карьерный совет
Профессиональные суеверия и приметы
Умейте управлять своими желаниями