Деньги, оказывается, являются не только платежным средством и мерой стоимости вещей, но и средством кооперации и укрепления традиций взаимопомощи между людьми. К такому выводу пришла команда социологов из Университета Чапмана в городе Оранж (США) во главе с Габриэлем Камерой. Американские ученые провели интересный эксперимент на добровольцах.
Группы испытуемых включали от двух до 32 человек. Им предложили поиграть в экономическую игру, в которой каждому участнику предоставлялся небольшой запас ресурсов. Он мог анонимно подарить некоторую часть их другому игроку. В этом случае порция того, с кем делились ресурсами, удваивалась, что вело к росту совокупного благосостояния сообщества. Если же доброволец отказывался кому-либо помогать, экспериментаторы раскрывали его личность другим участникам.
В половине случаев игрокам выдавались пластиковые жетоны, которые не имели никакой ценности, так как не соотносились с ресурсами. Однако их также разрешалось передавать друг другу. Оказалось, что чем больше игроков в группе, тем менее участники выражали желание "спонсировать" своих товарищей. Но если людям выдавали жетоны, то все резко менялось. Добровольцы начинали передавать их товарищам по игре в расчете на то, что в обмен получат нечто более существенное. И их расчет, как это ни парадоксально, оправдался: обладатели жетонов куда чаще помогали друг другу и успешно кооперировались.
В свою очередь, ученые из Нидерландов недавно выяснили, что люди больше склонны помогать деньгами жертвам катастроф и стихийных бедствий, в которых пострадало множество людей. Если же пострадавших немного, то вряд ли они могут рассчитывать на значительную финансовую помощь. Исследователи пришли к такому заключению, изучив данные о пожертвованиях, совершенных за период с 1 января 2000 года по 31 июля 2011 года.
Читайте также: Почему мы любим откладывать на потом
Предположение удалось подтвердить и экспериментом, в котором приняли участие около тысячи человек. Первой группе был предложен ряд ситуаций, причем в каждом случае указывалось реальное число жертв. Затем испытуемых спросили, сколько денежных средств они могли бы перечислить в пользу пострадавших. Действительно, чем больше оказывалось их количество, тем больше денег жертвовали люди.
Другой команде предлагалось оценить, в каком из двух случаев требуется больше поддержки: при землетрясении, в котором погибли 4,5 тысячи человек и еще 7,5 тысячи пострадали, или если количество погибших и пострадавших имело обратное соотношение. Очевидно, что погибшим деньги уже не нужны… Однако в случае, если использовался термин "пострадавший", добровольцы оказывали помощь не так охотно, как если его заменяли, к примеру, термином "бездомный". То есть мы больше склонны помогать не тем, кто абстрактно "пострадал", а тем, кому был нанесен конкретный ущерб, например, человек лишился крыши над головой.
Результаты еще одного любопытного исследования, касающегося финансов, были изложены в ходе ежегодной встречи Американской психологической ассоциации, прошедшей недавно на Гавайских островах. Род Даклос из Гонконгского университета науки и технологий и группа его коллег доказали, что люди, ощущающие себя одинокими, чаще склонны рисковать своими деньгами.
Читайте также: Бедность — не порок, а большая глупость
Во время серии экспериментов троим добровольцам предлагали поиграть в сетевую игру — перебрасывание мяча. Однако игра была построена таким образом, что в ней могли быть задействованы только два игрока, а третий мог только смотреть со стороны, но не участвовать в игре. Игрокам сказали, что они должны представить своих виртуальных партнеров, но истинной целью экспериментаторов было вызвать у того, кто оказался "не у дел", чувство отчуждения.
На следующем этапе участники должны были выбирать между двумя лотереями. По условиям первой из них, они могли выиграть 200 долларов с вероятностью 80 процентов, по условиям другой — 800 долларов с вероятностью 20 процентов. Игроки, которые были одиноки или чувствовали себя такими, чаще выбирали второй вариант, связанный с большим риском.
После этого был проведен опрос среди жителей Гонконга, который показал, что одинокие люди чаще играют на скачках и в азартные игры, а также вкладывают средства в различные авантюры.
По мнению Даклоса, деньги служат своеобразной компенсацией отсутствия контактов с другими людьми, поэтому аутсайдеры нередко ввязываются в сомнительные предприятия, надеясь получить большой доход. Также они менее склонны заниматься благотворительностью, с большей любовью относятся к деньгам в целом и переживают, потратив крупную сумму. Кроме того, ученые считают, что контакт с деньгами может снимать стресс и как-то примирять нас с другими жизненными проблемами.
Читайте также: О деньгах — ни слова, никому. Даже близким