Не секрет, что разные цвета воздействуют на нас по-разному. Так, яркие тона в большинстве случаев воспринимаются как "раздражающие". А светло-зеленый, голубой, серый или бежевый — как "спокойные". Это следует учитывать при оформлении интерьеров. Но, оказывается, цветовое восприятие может подсознательно заставлять нас совершать те или иные поступки.
Почему тревожная клавиша или запрещающая движение кнопка светофора — красного цвета? Потому что красный больше других цветов способен привлечь наше внимание. Так, женщина, явившаяся на вечеринку одетой в красное, вряд ли останется незамеченной.
А что говорит на эту тему наука? В ходе эксперимента зарубежные ученые попросили нескольких женщин по фотографиям незнакомых людей с различными выражениями лица определить, кто из них находится в хорошем настроении, а кто рассержен. Оказалось, по поводу гневных и сердитых людей женщины чаще давали правильный ответ, если те были засняты на красном фоне. А по поводу довольных жизнью — допускали меньше ошибок, если те находились на зеленом или сером фоне.
Согласно исследованию, результаты которого были опубликованы в журнале Journal of Hospitality and Tourism, если официант в кафе или ресторане одет в красное, он меньше получит на чай. Чтобы проверить это, экспериментаторы демонстрировали испытуемым фотографии мужчин в форме официантов. В одних случаях те были облачены в белые, в других — в черные, а в третьих — в красные костюмы. После этого добровольцы получали чек на 15 долларов 86 центов, из которых они могли выделить некоторую сумму на чаевые гипотетическому официанту. Размер чаевых им предлагалось определить самостоятельно. Выяснилось, что "официанты" в красном получали на чай значительно меньше, чем те, кто на снимке был в белом или черном.
Между тем, более раннее исследование показало, что, если официантками были женщины, то те из них, что были одеты в красные юбки, получали больше чаевых, чем остальные. Впрочем, такое расхождение в результатах может объясняться тем, что мы неосознанно устанавливаем разные критерии для мужчин и женщин. Так, мужчина, в одежде которого присутствуют красные тона, вызывает у нас негативные эмоции, тогда как дама в красном кажется более привлекательной.
В то же время, спортсмены мужского пола, одетые в красную форму, в ходе соревнований показывали более высокие результаты, чем их соперники в майках или трико других цветов. Так, во время Олимпиады 2004 года в Афинах участники в красной форме получили куда больше медалей в состязаниях по различным видам борьбы, чем выступавшие в синей форме. Поначалу специалисты объяснили это более высокими оценками судей. Однако публикация в журнале Journal of Sports and Exercise Psychology утверждала, что красные цвета повышают тонус и настрой участников соревнований, отсюда и более высокие шансы на победу.
Цвета влияют и на восприятие потребителями рекламы. Чем ярче рекламный стикер, тем больше вероятность, что потенциальный клиент воспользуется предложением. Так, исследование в Journal of Retailing рассказывает, что когда добровольцам-мужчинам демонстрировали рекламу со скидками на тостеры и СВЧ-печи, они чаще выражали готовность приобрести товар, когда цены на него указывались красным цветом. Исследователи объяснили это тем, что красный цвет повышает настроение и уверенность в себе. Тем не менее, когда испытуемых просили уделить больше внимания конкретным цифрам, ценники уже переставали казаться им такими уж привлекательными… А вот женщины и вовсе не обращали внимание на красный шрифт. Аналогичный эффект наблюдался и в случае с оранжевыми ценниками.
Журнал Emotions, в свою очередь, опубликовал отчет об исследовании, выявившем связь между запоминанием слов с различной эмоциональной окраской и их цветом. Ученые предлагали добровольцам запомнить слова, набранные черным, синим, красным или зеленым шрифтом. Выяснилось, что, если слово с негативной окраской было напечатано красным, оно лучше откладывалось в памяти. А вот позитивно окрашенные слова запоминались крепче, если были выделены зеленым. Зато синий и черный не оказывали на степень запоминания текста никакого существенного воздействия.
Так что теоретически можно модифицировать поведение человека при помощи цветовых оттенков. Тем не менее, закономерности цветового восприятия являются пока еще не слишком хорошо изученной областью, и в разных сферах одни и те же цвета способны воздействовать на людей с разным эффектом.
Читайте также:
Мы мечтаем уволиться, а потом рады вернуться