Если люди склонны лгать в обыденной жизни, вряд ли стоит надеяться, что они будут правдивы при общении в социальных сетях. Исследование на эту тему недавно решили провести специалисты из бизнес-школы Технологического университета Сиднея. Они выявили специальный алгоритм, позволяющий выявлять ложь в постах, которые размещают пользователи.
"Неличные" местоимения в постах
Ученые подвергли анализу тысячи общедоступных постов, размещенных в Facebook, Twitter, TripAdvisor и Instagram. По мнению экспертов, пользователи, которые лгут, реже используют местоимения, которые относятся к ним самим, например, "я" или "мне", так как неосознанно люди пытаются дистанцироваться от лжи…
Ложь помогает людям в первую очередь повысить свою значимость, создавая более привлекательный образ собственной персоны. Некоторые размещают неправдивые отзывы о товарах и услугах за определенные бонусы и подарки от компаний.
Как выяснилось, женщины вдвое чаще мужчин публикуют в сетях приукрашенную информацию о себе. Но в сети Instagram мужчины заняли первое место среди лжецов.
О чем же чаще всего лгут пользователи соцсетей?
Внешность. Как женщины, так и некоторые мужчины склонны размещать свои наиболее удачные снимки или снимки 10-20-летней давности, а то и чужие фотографии, что может серьезно дезориентировать тех, кто захочет с ними познакомиться (а ведь соцсети служат и местом для романтических знакомств). В реале человек может выглядеть совершенно по-другому и гораздо старше.
Возраст. Особенно этим грешат дамы. Заполняя анкету для регистрации, они вводят год рождения, не соответствующий реальной дате. Таким образом пользовательница может "омолодиться" лет на десять.
Род занятий. Мужчина может называть себя художником, музыкантом, журналистом, хотя все вышеупомянутые занятия для него могут быть просто хобби, которым он занимается время от времени, а основная работа может относиться совершенно к другой сфере, ничего общего не имеющей с творчеством. Женщина может назваться актрисой или певицей, тогда как поет и выступает она только в самодеятельности…
Достижения. Человек может утверждать, что имеет ряд наград, дипломов и так далее — например, в области литературы, живописи, медицины, психологии… На деле же выясняется, что все награды и дипломы выданы "шарашкиными конторами", о которых никто и слыхом не слыхал…
Семейное положение. Многие просто не упоминают о том, что женаты или живут гражданским браком. Это помогает им находить в Сети новых партнеров. Правда, всегда есть риск, что твоя "половинка" тоже заглянет в твой аккаунт и устроит скандал, обнаружив, что ты "свободен" или "в поиске".
Политические взгляды. Если человек выражает определенное мнение по поводу политической ситуации, то это вовсе не значит, что он действительно придерживается этого мнения. Возможно, ему просто проплатили такие посты.
Как же понять, что тот или иной пользователь лжет?
Разумеется, точных рецептов нет. Но вот вещи, которые должны вас насторожить.
Человек зарегистрирован в соцсети под ником, а не настоящим именем. Хотя это и не приветствуется, многие так поступают. Это означает, что он не хочет "светиться". Не исключено, что ему есть, что скрывать.
Нет фотографии, вместо нее картинка или чужой снимок. Варианты: снимок явно очень давний, либо фото такое, что не разглядеть лица… Это говорит о том, что человек не тот, за кого пытается себя выдать, или он не желает раскрывать информацию о себе.
В своем аккаунте пользователь настойчиво рекламирует какие-то компании, товары и услуги. Скорее всего, аккаунт был создан именно в рекламных целях. Если обладатель такого аккаунта попросился к вам в друзья в соцсети, будьте уверены — он видит в вас всего лишь очередного потенциального клиента.
Пользователь избегает писать о самом себе. Он пишет о политике, экономике, искусстве, о чем угодно — только не о себе любимом… Не исключено, что его цель — вовсе не непринужденное общение в инете, а вброс определенной информации, и делает он это по чьему-то заданию.
Кстати, такие аккаунты вообще могут быть "липовыми", то есть принадлежать несуществующим людям. Например, несколько аккаунтов под разными именами могут принадлежать одному-единственному человеку.
Излишняя эмоциональность. Пользователь слишком эмоционально реагирует на те или иные темы, поднятые в соцсети, ругает одних пользователей и хвалит других… Это может быть признаком тролля, цель которого — определенным образом повлиять на других пользователей.
Одним просто требуются жертвы, над которыми можно поиздеваться, другие преследуют далеко идущую цель — создавать в сообществе определенные мнения… Кстати, высказавшись по одной теме, такой эмоциональный товарищ может зайти совсем в другие "дебри".
Наличие этих признаков не обязательно означает, что человек врет. Но на них стоит по крайней мере обратить внимание. Безоглядное доверие к людям, которых вы знаете только по "онлайновому" общению, может обернуться серьезными неприятностями.
Читайте также: