Мы нередко обещаем себе, что в будущем что-то сделаем — начнем бегать по утрам, бросим курить, примемся учить иностранные языки… Но на деле не спешим осуществлять эти планы. Почему? Все дело в том, что мы чаще всего предпочитаем удовлетворять свои сиюминутные желания, а не делать то, что принесет удовлетворение в грядущем, считают психологи.
В 1999 году был проведен следующий эксперимент. Группе испытуемых предложили выбрать для просмотра три фильма из двадцати четырех. После этого они должны были посмотреть одну из картин сразу же, вторую — через два дня, а третью — еще через два.
Любопытно, что многие выбрали в качестве одного из трех фильмов серьезное кино. Однако всего 44 процента добровольцев предпочли в первый же день смотреть "тяжелый" или интеллектуальный фильм вроде "Списка Шиндлера" или "Английского пациента", большинство выбрало для первого просмотра комедии, боевики или триллеры. При этом 63 процента планировали интеллектуальное кино для второго просмотра и 71 процент — для третьего.
В следующий раз испытуемым заранее сообщили, что все три картины надо будет просмотреть подряд одну за другой. Оказалось, что тот же "Список Шиндлера" они выбирали в 13 раз реже, чем в предыдущем случае. Люди не хотели лишний раз напрягать мозги. Вернее, хотели, но не здесь и не сейчас.
Другие исследования показывают, что наши предпочтения часто бывают несогласованными во времени. Так, когда испытуемых спрашивали, что они предпочтут съесть через неделю — пирожное или фрукт, и многие отвечали, что выберут фрукт. Но когда им предлагали сразу сделать выбор между яблоком и куском шоколадного торта, то большинство выбирало торт. Именно по этой причине на кассе в супермаркетах лежат конфеты, а не морковка, говорит специалист по поведенческой психологии Кэтрин Милкмэн.
В конце 60-х — начале 70-х годов прошлого столетия Уолтер Мишел и его коллеги из Стэнфорда провели эксперимент с детьми дошкольного возраста. Их посадили за стол, на котором были выставлены угощения: соленые крендельки, печенья и зефир. Выбрать можно было только что-то одно. При этом ребятишкам сказали, что если они подождут несколько минут, то смогут получить сразу два угощения. Треть малышей не могли устоять и сразу же принимались за лакомство. Остальные воздержались и получили двойную порцию.
Проводились и другие психологические эксперименты. Например, добровольцам предлагали получить 100 долларов прямо сейчас или 200 долларов через несколько месяцев. Многие выбирали первый вариант: лучше синица в руках, чем журавль в небесах.
Психологи называют этот феномен "смещением предпочтений в пользу настоящего". Мы прекрасно понимаем, что овощной салат полезнее гамбургера, и клянемся, что с понедельника (или со следующего года) будем есть по вечерам салаты. Но продолжаем ужинать гамбургерами, потому что они вкуснее, сытнее, и их достаточно только разогреть… Мы планируем устраивать по утрам пробежки, но все никак не можем начать — лень вставать пораньше, какие-то дела, надо подготовиться к рабочему дню…
Точно так же мы можем откладывать до последнего сдачу отчета на работе, покупку новогодних подарков, поход к врачу, оплату счетов, стирку, уборку, мытье посуды… Потому что у нас есть другие дела — либо те, которые на этот момент кажутся более важными, либо с ними проще справиться, либо они доставляют нам больше удовольствия. Вместо того, чтобы приступить к написанию отчета, дипломной работы, диссертации, статьи, мы сначала проверяем электронную почту, потом свои аккаунты в соцсетях, потом решаем, что неплохо бы выпить чашечку кофе… А там уже наступает вечер, и нас тянет расслабиться и посмотреть любимый сериал.
Мы хотим иметь что-то уже сегодня, а не ждать до завтра. А если это "что-то" представляет собой довольно туманную перспективу, то почему бы пока не отказаться от нее в пользу "верняка"?
Чтобы действительно добиваться необходимых результатов, нам нужно научиться эффективно бороться с этой склонностью, говорят эксперты по психологии. Поэтому не стоит давать пустых обещаний на будущее и строить планы. Лучше тратить усилия на конкретные дела, не откладывая их выполнение на потом.
Читайте также:
Факт: Мы не любим признавать себя виноватыми
Люди могут слышать голоса усопших