Что позволяет людям достигать хороших результатов, например, в учебе, спорте или играх? Многие считают, что это по большей части врожденные способности, которые порой можно развить, постоянно тренируясь. Команда психологов из Вульверхэмптоновского и Шеффилдского университетов выяснила, что тут играет важную роль еще один фактор — вера в свои силы.
Парадоксы мотивации
Как утверждают авторы исследования в статье, опубликованной в журнале Frontiers in Psychology, если при выполнении каких-либо действий произносить про себя фразу: "Я могу сделать это лучше", — то человек действительно может улучшить свои способности и решить задачу более эффективно.
Ученые провели ряд экспериментов, в которых приняли участие в общей сложности 44 тысячи человек. Добровольцев разделили на 12 групп и предложили им следующее задание. Они должны были как можно быстрее расставить по порядку числа от 1 до 36, случайным образом распределенных в квадратной таблице. При этом испытуемым предлагалось мотивировать себя различными способами. Так, они могли разговаривать сами с собой, представлять в уме будущий результат или планировать действия, которые последуют за достижением желаемого результата.
Оказалось, что участники, говорившие себе, что в следующий раз они выполнят задание еще лучше, используя для этого фразы: "Я могу побить свой лучший результат" или "Я могу делать это быстрее", — действительно справлялись с ним эффективнее, чем остальные. Также действенной оказывалась "медитация", при которой человек формировал в голове картинку удачной игры.
Хуже всего, как выяснилось, работали установки, представляющие возможные выгоды от успешного выполнения задачи. Хотя не исключено, что это только в рамках игры. В экспериментах, когда добровольцам нужно было сбросить, например, лишний вес, такая мотивация приводила к хорошим результатам. Также люди часто достигают успехов, желая сделать карьеру или заработать денег.
Тренировка и талант
Успех и эффективность в тех или иных сферах — вообще, штука загадочная. Известно немало случаев, когда слабый хилый ребенок становился впоследствии выдающимся спортсменом. Мальчик, у которого в школе были трудности с физикой или химией, — знаменитым ученым как раз в этой области. Тот, кому в детстве не давались иностранные языки, — полиглотом…
Во всех случаях человек, иногда с помощью других, начинал уделять больше внимания как раз своим слабым сторонам, развивать их — и достигал больших высот.
Исключение составляют лишь области, в которых, чтобы достичь успеха, действительно необходимы врожденные способности: музыка, литература, живопись… Можно приобрести в этих сферах некоторые технические навыки, но если нет таланта, признания вам никогда не получить. Впрочем, если у человека сначала получалось плохо, а потом стало получаться хорошо, может быть, это свидетельствует о том, что все-таки способности от природы у него были, но находились в "зачаточном" состоянии?
Интеллект можно повысить?
Кстати, неоднократно проводились и опыты по повышению интеллекта. Нейрофизиолог из Университета Висконсина (США) Ричард Дэвидсон и его коллеги провели сканирование мозга буддийских монахов из Индии, имевших большой опыт занятий медитацией, и одновременно добровольцев, прежде медитацией не занимавшихся. Оказалось, что у монахов во время медитации резко возрастает деятельность мозговых волн (так называемых "гамма-волн"). У новичков этого не наблюдалось.
А группа ученых из Медицинского колледжа Вейла Университета Корнелла провела ряд любопытных экспериментов, связанных с воздействием гипноза на процессы мышления в человеческом мозгу. Им удалось доказать, что гипнотическое внушение способно регулировать деятельность участков мозга, ответственных за разрешение так называемых "когнитивных" конфликтов, связанных с вниманием.
Например, если человеку предлагают листок, на котором красными чернилами написано слово "синий", и просят назвать цвет чернил, то в большинстве случае он колеблется, прежде чем дать правильный ответ.
Во время прохождения этого теста испытуемым внушали под гипнозом, что на бумаге написана полная бессмыслица. В большинстве случаев люди сразу, без колебаний давали верные ответы, за исключением тех, кто обладает плохой внушаемостью. Сканирование мозга показало, что у загипнотизированных подавлялась деятельность в области мозговой коры, отвечающей за визуальное восприятие. Таким образом, с помощью гипноза можно скорректировать процессы мышления.