Психология

Нагоняи от начальства приводят к саботажу

Постоянные "накачки" подчиненных — к сожалению, довольно распространенный метод руководства. Но эффективен ли он? В этом заставляют усомниться результаты исследования американских психологов, опубликованные в журнале Work&Stress. Согласно их выводам, у сотрудников, на которых кричат, снижается работоспособность и возникают протестные настроения.

Руководители нередко убеждены, что крики и ругань — лучший способ мотивировать работников и поднять их моральный дух. Кстати, тем же приемом активно пользуются армейские сержанты и спортивные тренеры, часто достигая желаемых результатов. Но в случае с работой результат может оказаться прямо противоположным ожидаемому.

Исследователи провели онлайн-опрос, в котором приняли участие 80 тысяч добровольцев, средний трудовой стаж которых составлял девять лет. Им задавали вопросы, насколько часто они подвергаются брани, унижениям и высмеиванию со стороны своих боссов и является ли, по их мнению, такое поведение по отношению к ним следствием плохого характера шефа либо это специальная тактика, чтобы заставить подчиненных работать лучше…

Через месяц тех же людей опросили снова. На этот раз эксперты интересовались, совершали ли за прошедший период участники какие-либо действия, которые можно расценивать как признак саботажа. Скажем, не отлынивали ли от работы, не высмеивали ли за глаза своего начальника, не пропускали ли мимо ушей его требования…

Оказалось, что чем больше криков и угроз поступало со стороны руководства, тем хуже работали подчиненные, даже если они осознавали, что такая "политика" ведется с благими намерениями. Сотрудники тех организаций, где было принято устраивать регулярные нагоняи, чаще работали спустя рукава, преднамеренно затягивали обеденные перерывы и выполнение заданий… Кроме того, в таких коллективах процветали сплетни и попытки обокрасть компанию.

С чем же связан этот странный феномен? Ведь, казалось бы, если начальство держит работников в ежовых рукавицах, они должны "ходить по струночке"…

На деле же это вовсе не так, говорят авторы исследования. Одной из версий может быть стремление "выпустить пар". Люди, на которых кричат на работе, находятся в постоянном стрессе и потому позволяют себе некоторые "послабления".

Конечно, они могут поступать так и из желания отомстить злому начальнику. Но еще более вероятной представляется следующая версия. Если вас то и дело ругают, унижают и оскорбляют, то вы будете считать, что вас попросту не уважают — иначе с вами не обращались бы подобным образом. А раз уважения к вам все равно нет, то по какой причине вы должны угождать руководству? Вы начинаете поступать так, как удобно вам, ибо абсолютно уверены в том, что как бы хорошо вы себя не вели и как бы отлично не работали, начальство никогда не будет вами довольно…

Что же делать руководителям? Как показывает практика, в большинстве случаев слишком мягкие методы руководства тоже являются неэффективными. Если шеф не умеет "спросить" со своих подчиненных и смотрит сквозь пальцы на халатное отношение к работе, это зачастую воспринимается как признак слабости. У таких начальников сотрудники "распускаются" и нередко приводят фирму к краху… Именно поэтому далеко не каждому человеку дано управлять людьми и найти хорошего руководителя не так уж легко.

По-видимому, наиболее действенный метод — чередование политики кнута и пряника. Не обязательно кричать на сотрудников, но необходимо контролировать выполнение заданий. Если человек справляется с работой хорошо — он должен получать поощрения. Если плохо — допускаются наказания в виде выговоров, штрафов, лишения премий. За хорошую работу надо хвалить. А вот от ругательств и оскорблений в адрес работника лучше воздержаться — это не конструктивный подход, и ничего, кроме внутреннего протеста у объекта брани, он не принесет…

Между тем, в некоторых профессиях, таких как медицина и военное дело, жесткость и даже жестокость в обращении с нижестоящими кадрами являются нормой и не вызывают протестов, отмечают ученые. Просто в этих сферах своя специфика, и последствия халатности могут оказаться весьма серьезными.

Читайте также:

Работа: лучше меньше, да… в срок

Каждой "пятой точке" по стулу!

Для хорошей работы нужен… стресс

Ученые: у нас должно быть три выходных

Как стать душой офиса