Называя кого-то "великодушным человеком", мы редко задумываемся о буквальном значении этого словосочетания. Понимая под данной характеристикой умение любить, прощать, быть щедрым, помогать другим — в общем, все то, что обычно прилагается к "добрым" или "положительным" людям, альтруистам в противовес эгоистам.
Великая душа
Между тем, как следует из этого эпитета, великодушный человек — это тот, кто имеет "великую душу". До недавнего времени научно проверить это утверждение не было никакой возможности — душа ведь это предмет духовный, измерению в сантиметрах и граммах не подлежащий.
Но вот на днях в СМИ появилась любопытная новость — из США. Тамошние ученые проверили мозг у более двухсот участников эксперимента, юношей и девушек — сопоставив его с такими психологическими качествами человека, как склонность к доброте или, наоборот, злобе. И получили неожиданный результат — мозги добрых людей весили больше, чем у их "злых" визави. Во всяком случае, в центральном отделе, наиболее развитом у человека в сравнении с другими живыми организмами и млекопитающими в частности.
Тем самым, представители самой рациональной и не склонной к мистике "касты", ученые, доказали корелляцию между "величием души" и "величиной мозга". Что, в общем-то, стало всего лишь подтверждением известных уже тысячи лет постулатов влиятельных религиозных и философско-этических систем.
Добро и зло
Так, зародившийся еще больше двух тысяч лет назад в Азии зороастризм постулировал в мире наличие двух практически равносильных начал — Добра и Зла. Каждое из которых имело свою бытийственную основу. Соответственно, со злом (и злыми) необходимо было бороться — физически их уничтожая. Такая система получила название "дуализма"
В противовес этому, древнегреческие философы выдвинули положение, перешедшее позже и в христианство, о существовании лишь единого реального начала, доброго. А зло в рамках этой системы под названием "монизм" мыслилось лишь как не-доброта, не-бытие, изъян, недостаток добра, "дырка от бублика". Соответственно, абсолютное зло, не имеющее в себе хотя бы искры добра, бытия, вообще представлялось невозможным. А борьба со злом, в идеале конечно, была возможна лишь восполнением этих изъянов, с помощью любви, умножения добра.
Насколько это получалось на практике — вопрос другой. К сожалению, и христианам нередко приходится даже убивать врагов — чтобы спасти тех, кому те угрожают. Но даже в таком случае эти вынужденные шаги рассматриваются на манер ампутации ноги при начавшейся гангрене. Которую приходится отрезать ради спасения жизни больного — но без малейшей радости, а лишь с сожалением о том, что очень нужную своему обладателю часть тела не удалось вылечить и спасти.
Спор между "дуалистами" и "монистами"
Возвращаясь к теме "великодушия", злые проявления человеческой натуры в рамках "монизма" также принято характеризовать "от противного". То есть — от принимающихся в качестве "эталона" добрых проявлений нашей души. Так, жадность понимается в качестве неспособности проявить щедрость, агрессия — недостаток терпения, черствость — неспособность к любви, и так далее.
Но, как указывалось выше, до недавнего времени, спор между "дуалистами" и "монистами" был больше умозрительно-философский. Однако открытие американцев относительно размера мозга у добрых и злых людей предоставляет монистическому подходу к этике очень весомые аргументы "за".
Действительно, "злые" мозги не то, что не имели специфического развития каких-то "злых" зон, отвечающих за соответствующие эмоции и действия — но просто не имели ничего осязаемого в этом смысле. Что вполне соответствует понятию зла, как той самой "дырки от бублика", небытия, паразита добра.
Зато мозг добрых людей имел вполне зримые и проверяемые современными научными методами исследований, дополнительные объемы вещества. Что также вполне согласуется с тем, что добро имеет реальную основу — на всех планах бытия, от духовного до материального.
Что ж, остается лишь удивиться интуитивной мудрости древних мыслителей, без всяких современных магнито-резонансных томографов и прочих достижений научно-технического прогресса, выдвинувших вполне здравые идеи, объясняющие глубинную суть межчеловеческих отношений. И порадоваться тому, что современная наука подтвердила все эти постулаты, призывающие нас к борьбе со злом не уничтожением "злых" (а на самом деле, "больных" своими недостатками) людей — но восполнением чужих немощей добрыми мыслями и делами.