Психология

Хотите выразить себя? Учитесь писать!

У многих из нас, особенно в юности, возникают проблемы с самовыражением. Нам нелегко понять себя, а следовательно, и находить общий язык с окружающим миром. Помочь в такой ситуации может так называемое "свободное письмо". Эту методику предлагает Пэтси Каммингс с кафедры гуманитарных наук Массачусетского технологического института.

Воспитание чувств

Разумеется, всем нам приходится много писать. В школе это сочинения и контрольные, в колледже или вузе — рефераты, курсовые и дипломные работы, за свою жизнь нам приходится заполнять анкеты, составлять различные документы, писать личные и деловые письма… Но многие ли из нас решаются выплеснуть на бумагу или на экран компьютера мысли и чувства, запрятанные глубоко внутри?

Некоторые ведут дневники. Кто-то просто записывает туда прошедшие события, а кто-то — свои размышления. Кто-то делает записи регулярно, кто-то — от случая к случаю. Кто-то ведет блог в интернете, хотя публичность все же не подразумевает чрезмерной открытости. Впрочем, в Сети есть возможность вести закрытые блоги или вести их анонимно. Это тоже жанр свободного письма, ведь человек пишет о том, что его волнует, описывает свою точку зрения на то, что происходит в его жизни и в окружающем мире, и таким образом лучше осознает собственную личность.

Однако далеко не каждый решится хотя бы начать вести дневник, даже если записи не увидит никто, кроме него самого. Многие полагают, что для этого требуются хотя бы минимальные литературные способности… А есть и такие, которые просто не знают, о чем писать.

Тем не менее, технику свободного письма можно и нужно применять, считают Пэтси Каммингс и ее коллеги. Особенно если в вашей жизни что-то не ладится: нет взаимопонимания с родителями, со сверстниками, с педагогами, с любимым человеком, если в этом мире вы чувствуете себя чужаком, испытываете тревожность, депрессию или не знаете, чего хотите в этой жизни…

Пэтси Каммингс говорит, что к свободному письму нужно относиться как к системе простых упражнений, которые следует выполнять ежедневно. Это может быть и ведение дневника или блога, но не обязательно. Это могут быть просто фразы, написанные на клочке бумаги…

Упражнения для души

Вот какие рекомендации общего характера дает Пэтси Каммингс.

Уделяйте записям хотя бы по десять минут в день. Если уж начали писать, не останавливайтесь. Не беспокойтесь о грамматике, правописании, пунктуации, стилистике.

Если вы не можете придумать, о чем вам писать, так и начните: "Я не знаю, о чем сегодня мне написать". Можете повторить эту фразу столько раз, сколько потребуется, пока у вас не появится какая-нибудь новая мысль. Когда закончите, то не стоит перечитывать написанное. По крайней мере, не делайте этого сразу.

Не нужно "цензурировать" то, что вы пишете. Никто не заставляет вас кому-то это показывать. Помните, что вы пишете это прежде всего для себя. Но иногда для нас бывает важна возможность поделиться своими мыслями и чувствами с другими людьми. Только вам решать, станете ли вы это делать. Вы можете показать записи кому-то из членов семьи, близкому другу, психологу, можете прочитать их на занятиях психотерапевтической группы или разместить в Сети. Это ваш и только ваш выбор. Вы имеете право сказать себе самому и миру все, что вы хотите.

Уважать чужой внутренний мир

Можно также сделать свободное письмо частью групповых занятий, участники которых получат право по желанию читать другим то, что они написали. Такое часто практикуется на психологических семинарах.

Вы можете и сами провести такое занятие среди своих родных, друзей и знакомых. У таких групповых занятий есть свои правила. Пэтси Каммингс практикует так называемый человекоцентрированный подход. Во-первых, нельзя никого заставлять читать всем вслух написанное им. Человек должен делать это только по собственному желанию. Если вы слушаете то, что написал другой участник, обязательно ставьте себя на его место. Не судите его, не высмеивайте, даже если написанное кажется вам глупым или ужасным. Ведь для того, чтобы поделиться такими вещами с другими, требуется определенная смелость. Возможно, человеку было вовсе не легко на это решиться.

Если вы обсуждаете чьи-то записи, ведите речь от первого лица. Например, говорите: "Когда я читал это, я почувствовал то-то и то-то…", "Я думаю…", "По-моему…" Но ни в коем случае: "Ты написал глупость!", или: "Это жалко, бессмысленно и безграмотно!", или: "Ну как можно было написать такую чушь?" Уважение к автору должно быть на первом месте, даже если вам действительно не понравилось его "творение".

К чему же могут привести занятия "свободным письмом" и их обсуждения? Сумев выразить свое внутреннее "я" словами, вы получите ответы на многие вопросы, которые ранее просто не могли сформулировать, и поймете, как вам жить дальше.