Разумеется, наши музыкальные пристрастия зависят от особенностей нашей личности. Недавно команда психологов из Кембриджа выяснила, что те люди, которым свойственно интересоваться устройством мира, и те, для кого важнее человеческие отношения, любят совершенно разную музыку. Результаты исследования были опубликованы в журнале PLoS One.
Систематики любят рок
Ученые обратились к теории эмпатии-систематизации Саймона Барона-Коэна. Согласно ей, одни люди больше склонны к систематизации, а другие — к эмпатии. То есть первых волнуют законы окружающего мира, а вторых — мысли, чувства и поступки других людей… Соответственно, первые чаще всего занимаются естественными и точными науками или изобретательством, а вторые нередко выбирают профессии, подразумевающие взаимодействие с другими людьми.
Авторы нового исследования подобрали 4000 добровольцев — пользователей приложения myPersonality для Facebook, которое предлагает прохождение различных тестов. Их попросили прослушать и дать оценки 50 музыкальным произведениям 26 различных жанров и поджанров. Обычно у человека не более двух-трех любимых групп и музыкантов, так что вероятность того, что им пользователь и отдаст предпочтение, сводилась к минимуму.
Выяснилось, что "систематики" чаще всего предпочитали сложные композиции в жанрах панк-рок и хэви-метал. Добровольцы, склонные к эмпатии, напротив, отдавали предпочтение такой музыке, как софт-рок, кантри, фолк, электроника или евро-поп. Даже если речь шла о джазе, то "систематикам" больше по душе были сложные авангардные композиции, а "эмпатикам" — более мягкие и незатейливые. Первым больше нравилась энергичная, бодрая, агрессивная и интеллектуальная музыка, вторым — задумчивые, камерные, грустные и меланхоличные мелодии, композиции с высоким уровнем эмоционального накала.
Исследование экспертов из Кембриджа имеет не только познавательное, но и практическое значение. Скажем, оно может найти применение в музыкальном бизнесе. "Немало средств тратится на алгоритмы, выбирающие музыку для пользователей стриминговых сервисов вроде Spotify и Apple Music, — считает один из соавторов исследования, саксофонист Дэвид Гринберг. — Зная о когнитивном типе человека, эти программы смогут более качественно рекомендовать мелодии".
Средство от деменции
Кстати, музыка сама по себе способна влиять на когнитивные (то есть познавательные) способности человека. Так, с возрастом у людей может ухудшаться способность понимать речь. Сотрудники Научно-исследовательского института Ротман привлекли к исследованию 20 добровольцев в возрасте от 55 до 75 лет. Десять из них были музыкантами, все были здоровы с точки зрения психики.
В лаборатории испытуемых попросили в наушниках распознать отдельные звуки речи. В ходе тестирования экспериментаторы фиксировали нейронную активность их мозга при помощи электроэнцефалографии (ЭЭГ). Те, кто имел музыкальное образование, распознавали звуки на 20 процентов быстрее тех, кто не занимался музыкой.
Не зря до революции барышень в хороших домах повально учили музыке. Да и сейчас многих детей отдают в музыкальную школу. Специалисты считают, что у тех, кто начал заниматься музыкой до 14 лет и регулярно занимался ею несколько лет, лучше развиваются области мозга, связанные со звуковым восприятием, в том числе восприятием речи. И последствия этого могут быть долгосрочными. Между прочим, еще одно недавнее исследование показало, что у пожилых людей, играющих на музыкальных инструментах, значительно снижается риск деменции и когнитивных нарушений.
Когда музыка мешает…
Вместе с тем, в определенных ситуациях музыка может играть и отрицательную роль. Так, с возрастом людям становится сложнее запоминать информацию, если рядом играет музыка. К такому выводу пришла Сара Ривз из Технологического института Джорджии в Атланте (США).
Сара и ее коллеги показывали группе добровольцев, состоявшей из людей разных возрастов, в том числе студентов колледжей, видеоряд из портретов, сопровождаемый именами тех, кто на них изображен. Многие из них выводились на экран под музыкальный аккомпанемент. В следующий раз испытуемым вновь демонстрировали портреты, но некоторые из них подписывали неверными именами. Молодым людям обычно не составляло труда определить, верной ли была подпись под портретом. А вот участникам средних лет и пожилым это удавалось хуже, особенно если играла музыка.
"Мы хорошо знаем, что у людей в возрасте и стариков есть проблемы с игнорированием фоновых шумов и источников звука и концентрацией, — пишет Сара Ривз в статье, опубликованной в журнале Gerontologist. — Вдобавок к этому ассоциативная память заметно ухудшается по мере старения человека — чем старше мы становимся, тем сложнее нам становится запоминать, какое имя соответствует какому лицу и где и с кем мы говорили".
Так что связь между музыкой и мышлением отнюдь не однозначна…