Религия

Ученые обвинили мать Терезу в самопиаре

Канадские исследователи Серж Лариви и Женевьева Шенар с психиатрического факультета Университета Монреаля заявляют, что ореол святости, окружавший мать Терезу, — не что иное, как результат эффективной массовой кампании СМИ: она была щедра на молитвы, но скупа на миллионы, собранные ее фондом, когда дело доходило до настоящей помощи людям.

Серж Лариви и Женевьева Шенар с психиатрического факультета Университета Монреаля вместе со своей коллегой Кэрол Сенешаль с факультета образования Университета Оттавы сделали такой вывод после анализа опубликованных трудов, посвященных матери Терезе. Благотворительница, утверждают канадцы, вовсе не была "апостолом умирающих и угнетенных": на самом деле она считала, что страдания бедняков — это красиво.

На то, что мать Тереза демонстрировала довольно сомнительные способы ухода за больными, прославляя их страдания, а не облегчая их, Ватикан закрывал глаза. Более того, Святой Престол сначала канонизировал ее, а после — и беатифицировал, дабы вдохнуть новую жизнь в Церковь и вдохновить верующих, особенно во времена, когда церкви пусты, а авторитет Церкви подорван. На момент своей смерти мать Тереза патронировала в 517 миссий, или "домов для умирающих", как описывали их доктора, побывавшие в ряде подобных учреждений в Калькутте.

Треть страждущих, попадавших в эти миссии умирали, так и не получив помощи. По результатам исследования, в больницах матери Терезы даже с соблюдением элементарных правил гигиены были проблемы, чего уж говорить о питании, медикаментах и уходе. При этом на нехватку средств списать все это было нельзя: основанный ей Орден Милосердия успешно собрал сотни миллионов долларов. Кстати, сама мать Тереза, когда заболела в 1996 году, предпочла лечиться в современной калифорнийской клинике, а не в одной из своих больниц.

Читайте также: Чего мы не знали о Брюсе Уиллисе

После смерти матери Терезы в 1997 году Ватикан не стал выжидать обязательные пять лет, прежде чем начать процесс беатификации, причисления к лику блаженных. Блаженной ее решено было признать после чуда исцеления Моники Бесра, страдавшей от болей в животе — благословленный матерью Терезой медальон больная приложила к животу и почувствовала себя лучше. У врачей было другое мнение: женщина страдала от туберкулеза и кисты яичников, и облегчение наступило благодаря прописанным ей лекарствам. Ватикан, тем не менее, сделал вывод о том, что исцелилась Моника только благодаря матери Терезе.

Исследователи, впрочем, заключают свой отчет на вполне позитивной ноте. Лариви говорит, что миф о матери Терезе имеет и положительный эффект: "Если образ матери Терезы пробудил в людях стремление заниматься благотворительностью и помогать тем, кто задавлен бедностью, мы можем только порадоваться". Лариви, Шенар и Сенешаль стали не первыми, кто подверг критике мать Терезу. Еще в 2003 году журналист Кристофер Хитченс объявил, что благотворительница не была другом бедных.

"Она была другом нищеты. Она говорила, что страдание — подарок Бога. Всю свою жизнь она выступала против единственного лекарства от бедности — расширения прав женщин и признания того, что они могут не только рожать детей, — пишет Хитченс. — Она не давала согласия на публикацию аудиторских проверок своего фонда, и поехала лечиться в Калифорнию, когда сама заболела. Она открыла более 500 миссий, все названные в ее честь — простите, разве это можно считать скромностью и смирением?".

Читайте также: Городские легенды: мистические статуи Рима

"У богачей неспокойная совесть, — продолжает Хитченс. — И многим нравилось облегчать ее муки, передавая деньги женщине, которая, казалось, представляла интересы самых бедных. Людям не нравится признаваться в том, что их оставили в дураках, поэтому все были заинтересованы в поддержании мифа о матери Терезе, а СМИ не удосуживались задавать дополнительные вопросы. Многие добровольцы, отправившиеся в калькуттские миссии матери Терезы, вернулись оттуда разочарованными в идеологии "любви к беднякам", которую проповедовал Орден Милосердия, но им некому было рассказать об этом. И предостережение Джорджа Оруэлла о том, что святые всегда должны считаться виновными, пока не доказано обратное, потонули в водопаде пропаганды мягкосердечия".