После службы в кафедральном Успенском соборе был совершен молебен на соборной площади Лавры. Затем патриарх по традиции обратился к собравшимся с приветственным словом с балкона Патриарших покоев.
Преставление Сергия игумена Радонежского, всея России чудотворца Русская Православная Церковь Московского патриархата отмечает 8 октября (25 сентября по Юлианскому календарю). Сергий Радонежский – основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде), монах Московской Церкви, в те годы находившейся под омофором Константинопольского патриархата, преобразователь монашества в Северной Руси, святой и преподобный – почитается величайшим подвижником и заступником земли Русской. Его память празднуют дважды в году: 5 июля (18 июля н.с.) – обретение мощей, 25 сентября (8 октября н.с.) – преставление.
В литературе называются несколько дат рождения Сергия Радонежского: от 3 мая 1314 до 25 августа 1322 г. Будущий преподобный родился в селе Варницы (близ Ростова Великого) в семье боярина Кирилла и его жены Марии и в крещении получил имя Варфоломей. После разорения отца в результате усмирения Ростова Иваном I Даниловичем Калитой, подавившим там антиордынское восстание, около 1328 года семье пришлось переселиться в Радонеж Московского княжества.
Когда юному Варфоломею исполнилось семь лет, его отдали обучаться грамоте вместе со старшим братом Стефаном и младшим Петром. Несмотря на то, что Варфоломей помногу занимался с учителем, он, в отличие от братьев, существенно отставал в обучении и много молился, чтобы Бог наставил и вразумил его. Этому важному эпизоду из жизни будущего святого посвящена картина Нестерова (1890, Государственная Третьяковская галерея), написанная на сюжет, взятый художником из древнейшего "Жития преподобного Сергия", составленного его учеником Епифанием Премудрым. Однажды, когда Варфоломей искал пропавших жеребят, он увидел под дубом на поле некоего черноризца, святого старца, "светолепна и ангеловидна", прилежно со слезами творившего молитву. Старец взглянул на Варфоломея и прозрел внутренними очами, что перед ним сосуд, избранный Святым Духом, и спросил его, что тот ищет. Варфоломей ответил, что никак не овладеет грамотой, что очень омрачает его душу и попросил монаха помолиться за него. Старец, сотворя молитву, достал частицу просфоры и подал ее отроку со словами: "Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати божия и разума святого писания". А когда отрок съел просфору, старец сказал ему: "О грамоте, чадо, не скорби: отсего дне дарует ти Господь грамоте умети зело добре". Так и случилось.
После женитьбы старшего сына Стефана постаревшие родители приняли монашеский постриг и поселились в Хотьково-Покровском монастыре. А спустя некоторое время иноком этого монастыря стал и овдовевший Стефан. После смерти родителей в Хотьково-Покровский монастырь послушником отправился и Варфоломей.
Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, Варфоломей недолго оставался в обители и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм - также во имя Святой Троицы. Именно для Троицкого собора была позже написана святым Андреем Рублевым гениальная икона «Троица ветхозаветная».
Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь и вскоре сделался там игуменом. Варфоломей же, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха.
Через два-три года стали стекаться к нему иноки; и образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева Лавра), в котором Сергий стал вторым игуменом (первым был постригший Варфоломея в монашество Митрофан) и пресвитером (с 1354).
Именно с именем Сергия связано начало особого почитания на Руси Святой Троицы. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, в чем сам подавал им пример. Слава Троицкого монастыря быстро росла – в обитель стали обращаться любые сословия, начиная от крестьян и кончая князьями, многие из которых селились по соседству с нею и жертвовали ей своё имущество. Таким образом, терпевшая поначалу во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава подвижника Сергия дошла даже до Царьграда: Патриарх Константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд (деталь монашеского облачения – четырехугольный плат с изображением восьмиконечного креста на подножии орудий страстей и черепа Адама, носимый монахами на груди), схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Московского Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Перед своей смертью Алексий уговаривал Сергия стать его преемником на Московской кафедре, но тот решительно отказался.
Не обладая никакими официальными полномочиями, Сергий очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы (1380) почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича (будущего Донского). По легенде, отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу, спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.
Существует также версия (В. А. Кучкин), согласно которой рассказ о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.) и связан в житии святого с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием.
Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенский на Киржаче, Андроников и Симонов в Москве, Борисоглебский близ Ростова, Старо-Голутвин близ Коломны, Георгиевский, Высотский и др.). Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Еще более 40 обителей было основано ими самими, а также духвоными собеседниками святого: Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский) и многими другими.
Владимир Ойвин
Читать эту статью на английском: Sergey Radonezhsky - Abbot of the Russian land