В Новом завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, в частности, ничего не сказано о ее рождении и об ее родителях. Повествование об этом мы находим в Предании, опирающемся на апокриф II века – «Протоевангелие Иакова». Оно повествует о скорби благочестивой иудейской четы в Назарете — Иоакима и Анны, которым Господь не дал потомства. Бесплодие в древнем Израиле всегда считалось знаком гнева Божия.
Именно потому однажды первосвященник Иссихар в храме не захотел принять даров Иоакима, и тот, скорбя и плача, ушел в пустыню. Анна, бывшая дома, услышав про это, тоже заплакала. И тут ей явился ангел Господень, который сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».
В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму, которому сказал, что «Бог услышал его молитву и Анна зачнет и родит Дочь, которая будет радостью для всего мира». Праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь даст им дитя, то они посвятят его Богу, и, как было тогда в обычае, отдадут в храм для служения до совершеннолетия.
Так и случилось. В положенный срок, 8 сентября, праведная Анна родила дочь, которой было дано имя указанное ангелом Божиим. Мария – означает ''госпожа'', а также ''надежда''. Иоакима и Анну Церковь называет Богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери родился Сам Бог.
Рождество Марии произошло в доме Иоакима и Анны, который можно видеть и сегодня в старой части Иерусалима, всего лишь в нескольких сотнях метров от Львиных ворот. От того места, с которого начался скорбный путь Спасителя к Голгофе.
Первое же упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке в словах Прокла, Патриарха Константинопольского (439—446), а также в требнике Папы Геласия (492—496). О нём упоминают и св. Иоанн Златоуст, св. Епифан, св. Августин. Предание гласит, что св. Елена построила в честь Рождества Пресвятой Богородицы храм в Иерусалиме.
Первые упоминания Рождества Богородицы в католических (латинских) источниках относятся к VII веку, но лишь на Лионском Соборе 1245 года Папа Иннокентий IV сделал праздник обязательным для всей западной Церкви, а Папа Григорий XI (1370—1378 гг.) установил для праздника особую службу литургии.
Католическая Церковь считает, что зачатие Девы Марии произошло непорочно. Согласно католическому вероучению, Мария, единственная из людей, с момента зачатия была освобождена от первородного греха и вместе с тем была защищена от самой возможности грешить. Догмат об этом был провозглашен Папой Пием IX 8 декабря 1954 г., хотя еще в 1476 г. праздник Непорочного зачатия (8 декабря) ввел Папа Сикст IV.
Событию Рождества посвящены многие католические храмы мира, и, в том числе, кафедральный католический собор в Москве на Малой Грузинской улице. С именами родителей Богородицы связано и название московской улицы Якиманка, на которой когда-то стоял храм свв. Иоакима и Анны.
Православная молитва (тропарь) на Рождество Богородицы в переводе на русский язык с церковнославянского говорит: «Пресвятая Богородица! Ты родилась, и все люди возрадовались, потому что от Тебя родился Христос, наш Бог, наш Свет. Он снял с людей проклятье и дал благословение; Он уничтожил смертное мучение в аду и дал нам вечную жизнь на небесах».
Владимир Ойвин
Читать эту статью на английском: Russia celebrates the Nativity of the Blessed Virgin Mary