Исследователи попросили 52 убийц, 14 из которых были признаны психопатами, детально описать совершенные ими преступления. Полученные данные были обработаны специальной программой, которая показала, что заключенные-психопаты при воспоминаниях о своих злодеяниях оставались довольно безучастными и не проявляли никаких особых эмоций. Описывая события, приведшие их за решетку, они выстраивали причинно-следственные связи, которые толкнули их на преступление, и сосредотачивали внимание на том, что пошли на убийство из-за нехватки денег или еды.
Все мы сознательно контролируем свою речь, однако "фильтруем", в основном, глаголы и существительные, забывая, например, о предлогах. Психопаты, к примеру, любят предлог "для" и союз "чтобы". Точно так же ускользает от нашего внимания и то, что, в зависимости от нашего состояния, некоторые слова мы произносим с нажимом, поясняет Джеффри Хэнкок, ведущий исследователь и адъюнкт-профессор в области коммуникаций Университета Корнелла.
"Самое прекрасное — это то, что такие вещи происходят бессознательно", — отмечает Хэнкок. Это "бессознательное" раскрывает динамику психологического состояния оратора, когда он сам даже и не подозревает об этом.
Пожалуй, тут стоит пояснить, кто такие психопаты. Психопатия — это не душевный недуг, а склад характера, пусть и аномальный. Граждан с подобными отклонениями насчитывается примерно около одного процента от общего числа населения планеты и до 25 процентов — среди правонарушителей-мужчин. Как правило, психопаты глубоко эгоистичны и неэмоциональны. Исследователи-криминалисты отмечают, что, похоже, о таком понятии, как совесть, психопаты вообще не имеют ни малейшего представления.
Кроме того, психопаты хитры и способны манипулировать окружающими, что делает их весьма изворотливыми собеседниками, особенно когда дело касается допроса. Майкл Вудфорт, соавтор исследования и психолог Университета Британской Колумбии, замечает: "Это невероятно! Вы можете потратить на них два-три часа и уйти с чувством, что вас загипнотизировали".
Именно это ощущение, кстати, и натолкнуло авторов исследования на мысль о том, что речь психопатов имеет отличительные особенности, которые действуют на обычных людей, как удав на кролика.
Рассматривая эмоциональную составляющую речи убийц, Хэнкок с коллегами обратили внимание на то, что при описании своих преступлений те пользовались в основном прошедшим временем. Помимо этого, их речь изобиловала всевозможными "м-м-м" и "э-э-э". Несмотря на то, что такими паузами пользуются абсолютно все люди, психопатам их требуется больше, чтобы выгадать некоторое время на раздумья. Окружающим, как ни странно, это кажется признаком здравомыслия — мол, человек взвешивает свои слова.
На мир психопаты привыкли смотреть с чисто прагматической точки зрения. Рассказывая о чем-либо, они часто используют подчинительные союзы — "поскольку", "таким образом, что…" и так далее. Это, по мнению авторов исследования, свидетельствует о том, что психопаты рассматривают свое преступление как закономерный итог разработанного ими плана.
И, наконец, если большинство из нас имеет "высокие" потребности — тягу к духовности, стремление к развитию, — большое внимание уделяет семье и вере, то психопаты замыкаются в основном на удовлетворении физических потребностей. На описание своих повседневных нужд — еда, питье, деньги — они тратят вдвое больше слов, чем не-психопаты. "Обычные" убийцы же заостряют внимание на своей семье и вероисповедании — это то, о чем они думают в первую очередь после того, как лишат жизни другого человека.
Сейчас исследователей занимает вопрос о том, какой процент психопатов сидит в социальных сетях — хотя бы примерно. Раз человеческое подсознание господствует над тем, что мы пишем, то тот же Facebook станет прекрасным опытным полем для наблюдения. Ученые уже набрали опытную группу из студентов Университета Корнелла и Университета Британской Колумбии, чтобы проследить, какие именно тексты они выкладывают в Facebook.
Подобные исследования могут оказаться неоценимыми для правоохранительных органов. Анализ текста поможет более тщательно отбирать подозреваемых, и в том случае, если визави следователя окажется психопатом, офицер будет готов к тому, что ему придется проявить повышенную бдительность, чтобы психопат его не "загипнотизировал".