Фальшивые купюры достоинством 1000 рублей ходят по регионам уже более полугода. Все это время ими расплачивались в Перми, Красноярске и Курске. Лишь с появлением подделок в столице власти ударили в набат: с мошенничеством нужно бороться. Другой вопрос – как?
Закон неумолим
Согласно статье 186 УК изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка РФ наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет, чаще с конфискацией имущества. За махинации в особо крупных размерах срок наказания может составить до 12 - 15 лет.
В России задумываться о мерах защиты денежных купюр начали еще в начале XIX века. Поворотным моментом в этом отношении можно считать образование в 1818 году специального предприятия, на котором было налажено производство бумажных денег и разнообразных векслей. Экспедиция заготовления государственных бумаг явилась прообразом Гознака.
С тех пор именитое госучреждение пытается обставить фальшивомонетчиков и соперничает с подпольными типографиями, но всякий раз проигрывает: любую степень защиты, как показывает практика, можно взломать.
На сегодняшний день на российских ассигнациях предусмотрено свыше 20 защитных уровней. Наши купюры соответствуют мировым стандартам и котируются наряду со швейцарским франком и американским долларом. По своим защитным характеристикам отечественные “оловянные” (место которых в чулках и под подушками, как правило, занимает доллар) в ряде случаев даже превосходят денежные знаки развитых стран. Бумажная общеевропейская валюта в этом отношении также уступает рублю.
Тем временем обновленной “тысячерублевке” исполнилось всего два года – специальный узор был нанесен на купюры этого достоинства в 2004 году. Кроме того, тогда в банкноту была вшита магнитная нить – сказался передовой опыт западных стран, специалисты умиленно демонстрировали чудесную микро-перфорацию: хрустящая ассигнация должна была стать самой защищенной и неуязвимой. Тогда же было сделано заявление, которое сейчас в самый раз вспомнить. Эксперты, в частности, заявили, что на разгадывание всех секретов, спрятанных в новой купюре, мошенникам потребуется не менее 5–7 лет.
Пока, правда, неясно, какие именно купюры подделываются – старого или нового образца. Отмечается лишь неизменно высокое качество подделок, что неудивительно при нынешнем качестве печати даже в обычных, домашних условиях. На этот раз определить подмену на ощупь не удалось даже профессионалу. В связи с этим распространились слухи, что с одной из фабрик Гознака была похищена специальная бумага, на которой печатаются контрафактные ассигнации.
Как бы там ни было, но практически во всех столичных банках подтвердили, что иметь дело с фальшивыми тысячными купюрами приходится ежедневно: банкноты изымаются десятками, и темпы распространения контрафактной валюты продолжают нарастать.
При этом абсолютно никто не застрахован от “несчастного случая” - стать обладателем фальшивки. Обычным гражданам и предпринимателям чаще всего, конечно, обидно не за державу, а за собственный карман и хлопоты, с которыми приходится сталкиваться.
Впрочем, сами банки стараются проявить сочувствие и понимание, т.е. решить проблему, что называется, полюбовно – без привлечения лишнего внимания правоохранительных органов. При таком подходе о реальных масштабах причиняемого государственной казне ущерба остается только догадываться.
Между тем до конца этого года в обороте должна появиться новая банкнота номиналом 5 000 рублей. Собственно, к этому уже все подготовлено, и Гознак ожидает лишь соответствующего заказа со стороны Центрального банка.
На следующий год запланировано куда более знаменательное событие, которое с нетерпением ожидали не одну пятилетку – полная конвертация рубля, который в последнее время укреплялся, несмотря ни на что.
Читать эту статью на английском: The most "delicious" and perverse Russian money