Праздничное начало этого месяца было омрачено очередной трещиной в отношениях между США и Россией. На этот раз причина расхождений – бытовое происшествие, незамедлительно получившее огласку и перешедшее в разряд политических скандалов. 28-летний российский дипломат был признан виновным в ДТП – наезде на американского полицейского. По крайней мере, так утверждают в Нью-Йорке, где произошло ДТП.
От суда чиновника спасло лишь международное законодательство и дипломатическая неприкосновенность. Это, впрочем, не помешало американцам потребовать ее снять – в Москву, куда вернулся Илья Морозов сразу после инцидента (произошедшего 22 апреля), было направлено соответствующее заявление. С этим же требованием выступил даже мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг.
Вся эта история и ее последствия наводят на грустные размышления. Почему-то вспоминаются недавние “приключения” британских дипломатов в России, оказавшихся законспирированными шпионами.
Напоминает, главным образом, досужими размышлениями и нелепыми упреками со стороны Великобритании, последовавшими за разоблачением дипломатов, в адрес российских властей.
Сценарии, безусловно, разные, но эффект в обоих случаях один и в известной степени скандальный и уже оттого вдвойне неприятный.
В то время как американская сторона довольно настойчиво пыталась донести свое видение произошедшего, российская – до определенного момента отрицала и старалась доказать обратное. А суть, как водится, лежит где-то посредине.
В этой связи статистика органов внутренних дел страны оказалась как нельзя кстати для ведомства Сергея Лаврова, предпринявшего на этой неделе попытку расставить все точки над “и” в деле Морозова.
Официальный представитель МИД России Михаил Камынин был вынужден обратиться, наконец, к официальным цифрам, которые небезынтересны для самих россиян.
Раз американские дипломаты ездят по российским дорогам, то, наверное, тоже небезгрешны – резонно рассудили в МИДе. Остается только донести эту мысль до разгоряченных ньюйоркцев.
Случаи нарушения американскими дипломатами российских правил дорожного движения – отнюдь не единичны. Просто существует некоторая тактичность, международный этикет и здравый смысл, которыми, в общем-то, принято руководствоваться как в большой политике, так и в частных неурядицах.
Камынин также обратил внимание на общеизвестный принцип уважения законов и обычаев страны пребывания для дипломатов, аккредитованных в этом государстве.
“Как правило, этот принцип неукоснительно соблюдается как российскими дипломатами в США, так и американскими в России. Но, к сожалению, инциденты все-таки происходят”, - сообщил он.
Одним словом, все дипломаты одним миром мазаны, и дорожка, стало быть, у всех одна – не стоит об этом забывать. Для освежения памяти прозвучали цифры – за последние два года в одной только Москве было зарегистрировано 25 случаев нарушения американскими дипломатами правил дорожного движения.
В соседнем Казахстане также в минувшем месяце произошел и вовсе примечательный случай. Там чуть не задавили президента: в кортеж Нурсултана Назарбаева едва не врезался автомобиль советника военного атташе посольства США в республике. Может быть, Казахстану стоит более настойчиво поговорить об этом с США?
Читать эту статью на английском: Americans drive too. And also under pressure