Общество

Ушел из жизни хозяин всех подземелий и драконов

У себя дома 4 марта скончался человек, давший смысл жизни не одной тысяче высоколобых поклонников тихого времяпрепровождения, фентези и эмоционального швыряния игральных кубиков. В возрасте 69 лет ушел из жизни Гэри Гайекс, один из основателей ролевой системы Dungeons & Dragons , в которую с 1974 года заигрывается не одно поколение, а масса разработчиков видеоигр берет ее систему за основу многих своих творений.

Официально идея создания варгеймов принадлежит прусскому офицеру, придумавшему разыгрывать исторические битвы с помощью кубиков, хитрой системы очков, а также маленьких фигурок, причем все действо непременно должно разворачиваться на точно воссозданном миниатюрном пейзаже. В Международной Федерации Варгеймов, куда входила и группа Гайекса, игроки делились на кружки по интересам. Кто-то дрожащими от волнения руками кидал кости, перемещая по карте немецкие танки, кто-то направлял византийских солдат рубить врага, но будущий создатель Dungeons & Dragons более всего тяготел к эпохе средневековья. Группа из 700 энтузиастов продолжала играть, но вскоре настольные игры набили оскомину из-за несовершенства правил и маразматичного способа расчета очков на каждый ход. Вдаваться в подробности хитроумной системы нет смысла, главное – поклонники настольных игр к варгеймам начали охладевать и предпочли потихонечку уходить, чем продолжать судорожное метание кубиков.

Однако Гайексу удалось вдохнуть жизнь в захиревшую систему варгеймов, привнеся в нее элементы фентези, населив игровые карты магами, гоблинами, гномами и прочей живностью. Более того, хитроумный Гайекс теперь разыгрывал на столах не заунывные сражения, а придумывал целые истории о подземельях, захватах башен и долгих путешествиях туда-не-знаю-куда с массой персонажей, ловушек и сюжетных перипетий. Многие ошибочно полагают, что на создание подобного мира Гайекса вдохновил автор трилогии о хоббитах, носившихся с кольцом, Дж. Толкин, но это не так. Создатель Dungeons & Dragons вдохновлялся творчеством классиков научной фантастики – Пола Андерсона, Роджера Желязны, Майкла Муркока и других.

После долгих попыток усовершенствования, новая игровая система, наконец, была опубликована в 1974 году. Книги с правилами и сценариями разлетелись в рекордные сроки не менее феноменальными тиражами. Позднее свод правил и набор сценариев подвергался нескольким редакциям, система усложнялась, облегчалась, совершенствовалась. Гайекс со временем позволил игрокам самим вносить коррективы в сценарий и правила, чтобы те дополняли официальные редакции Dungeons & Dragons . Популярности этого варгейма не было предела. Увы, гениям, а Гайекса, который вывел настольные игры на коммерческий уровень, причем крайне успешно, часто сопутствуют скандалы и некрасивые истории. В 80-е создателю Dungeons & Dragons попортила много крови история о самоубийстве юного гомосексуалиста, частенько зависавшего в этой фентезийной вселенной. Пресса сразу уцепилась за тот факт, что молодой человек был поклонником известной настольной игры, и многочисленные газеты запестрели заголовками вроде «Студент исчезает, играя в Dungeons & Dragons ». Позднее настольной игре приписывали и тлетворное влияние на умы молодежи, распуская слухи о сатанинских культах, возникших на почве этого увлечения. Впрочем, это довольно распространенная ситуация, когда смерть подростка в Европе или США пытаются объяснить влиянием настольных или видеоигр.

Кстати говоря, масса видеоигр была создана на основе вселенной Dungeons & Dragons . К примеру, Wizardy или Baldur ’ s Gate , имеющая толпы фанатов по всему миру. В истории Dungeons & Dragons были взлеты и падения, неудачные маркетинговые ходы вроде попыток создать чуть ли не аналог Диснейленда, к настольной игре охладевали, ее создателей снова буквально носили на руках, многочисленные компании пытались «слизать» концепцию варгейма, создавая свои вселенные. К слову, это отлично удалось компании Wizards of the Coast , выпустившей карточную игру Magic : The Gathering , от которой восторженно повизгивают юные зануды по всему миру, собираясь в специализированных клубах. Так или иначе, слово «культовый» приклеилось намертво и к Гаейксу, и к его игровой вселенной. Гайекс, в течение последних нескольких лет страдавший от аневризмы брюшной аорты, так и оставался самым преданным поклонником настольных игр. Он до самого января прошлого года проводил традиционные еженедельные игры по правилам Dungeons & Dragons . Увы, 4 марта он в последний раз кинул кубики, которые, в итоге, выпали не в его пользу, оставив продолжать начатое им дело своей жене.

Григорий Туманов