Каннибализм ассоциируется в нашем сознании с племенами диких аборигенов или с маньяками. Однако, если верить книге Ричарда Сагга из Даремского университета "Мумии, каннибалы и вампиры. История трупной медицины от Возрождения до викторианства", практика поедания человеческой плоти была распространена вплоть до XVIII столетия в европейском обществе.
Правда, это делалось исключительно в медицинских целях. "Части человеческого тела, например мясо, кровь или кости, широко использовались в качестве терапевтических средств в самых распространенных методах лечения", — пишет автор.
Еще древние "знахари" предлагали от различных недугов рецепты, в состав которых входили те или иные части человеческого тела. В Средние века считалось, что порошок из кости человеческого бедра, растертой с вином, излечивает ревматизм, а порошок из черепа мертвеца помогает при эпилепсии.
Читайте также: Будет ли нам счастье через смерть
Так, доподлинно известно из исторических источников, что король Англии Карл II в 1685 году и его племянница королева Мария II в 1698 году употребляли в пищу внутреннее содержание человеческого черепа. Оба они в это время были близки к смерти и надеялись, что лекарство поможет им продлить свою жизнь (что, увы, не оправдалось).
Достать череп было несложно: импортом этого "экзотического" товара занималась Ирландия. Откуда брался товар? Чаще всего это были черепа казненных преступников или солдат, погибших на полях сражений. Не гнушались "импортеры" и раскапыванием могил.
В ход шли жир, плоть, кости, кровь, кожа покойников. И даже измельченные мумии, прах которых по заказу монархов и представителей высшей аристократии доставляли прямо из Египта. Мозговые опухоли применялись как средство от носового кровотечения.
На словах сильные мира сего осуждали людоедство, которое практиковалось, к примеру, среди американских индейцев. Однако, когда дело касалось здоровья, они не гнушались отведать "мертвечинки". Если король Джеймс I запретил использовать трупы в медицинских целях, то его сын Карл I поощрял использование трупов для создания лекарств, а внук Карл II даже пытался разрабатывать собственные "трупные" препараты. Он приобрел за шесть тысяч фунтов (по тем временам — огромные деньги) рецепт средства из внутренностей человеческого черепа, а также сам с удовольствием экспериментировал над созданием подобных препаратов в специально оборудованной для этих целей личной лаборатории. Средство из мозгов, полученное таким образом, получило название "королевские капли" и впоследствии не раз с успехом применялось для лечения эпилепсии, судорог и головных болей. Кроме того, его нередко давали умирающим в качестве неотложной помощи.
Говоря о "трупной медицине", доктор Сагг называет, кроме Карла II, такие имена, как Джон Баннистер (хирург королевы Елизаветы I), Роберт Бойль (знаменитый физик), Томас Уиллис (британский ученый-медик), Элизабет Грей (графиня Кентская), Вильгельм III и его жена Мария II, и даже Франциск I (король Франции). Все они либо увлекались разработкой лекарств из человеческой плоти, либо принимали эти лекарства.
Читайте также: Св. Падре Пио. Священник, предвидевший будущее
Не стоит думать, что подобное было свойственно только представителям элиты. Так, довольно долго считалось, что кровь человека, которому отрубили голову, лечит от различных недугов. На полотне 1649 года, где изображена казнь Карла I, видно, как люди, пришедшие посмотреть на зрелище, собирают кровь короля при помощи носовых платков. "Этот процесс обычно называли "зло короля"", — пишет Сагг. Он также описывает эпизод, приключившийся в Германии начала XVI столетия: "Бродяга схватил обезглавленное тело" перед тем, как оно упало, и выпил из него кровь".
Свидетелем подобному случаю в Дании стал в молодости писатель Ганс Христиан Андерсен. Во время казни родители поили больного ребенка стекавшей с эшафота кровью преступника. Этот метод лечения был так популярен, что палачи нередко нанимали помощников, собиравших в чашки кровь казненных. Разумеется, раздавали ее не бесплатно.
Как констатирует Сагг, в Великобритании традиции медицинского каннибализма дожили до XVIII века, а в среде простонародья дотянули аж до времен королевы Виктории. В Германии же последний подобный случай был зарегистрирован в 1865 году. По словам автора книги, каннибализм в "оздоровительных" целях является частью социальной жизни того времени, и от этого никуда не деться.