Не все, что с неба — от Господа Бога, не все, что с Запада — хорошо. Европейские социологи напуганы такой же старой, как сама Европа, напастью, которая принимает новые формы. Тинейджеры и молодые люди на Западе начали распивать совсем не виртуальные спиртные напитки через интернет. За малый срок онлайн-пьянки приобрели за бугром небывалую популярность. Следует ли ожидать появления подобного тренда и у нас?
Опрос 224-х молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет, у которых есть Facebook-аккаунты, выявил, что пользователи социальных сетей не просто предпочитают общаться, сидя в своем доме перед компьютером, но и совместно распивать алкоголь, для чего совсем не требуется покидать свое уютное гнездышко. Для этого не нужно где-то собираться или приглашать к себе в гости.
В условленный час участники соцсети, проживающие в разных городах или странах, а может и в соседнем доме, начинают переписываться по Facebook, откупоривают бутылочку чего-нибудь крепенького и, чокнувшись с экраном монитора, выпивают за здоровье своих собеседников.
Немудрено, что социологи считают такую практику откровенно пагубной и для социальной адаптации молодых людей в обществе, и для физического самочувствия растущего организма. Специалисты не весело шутят, что социальные сети давно пора переименовать в асоциальные.
Большая часть участников подобных онлайн-застолий спиваются, постепенно деградируя в тихих алкоголиков. Они не бьют по мордасам и не бросаются с ножичком на своих собутыльников, но вполне способны совершить суицид. Однако у социальных сетей есть позитивный момент, который заключается в том, что позволяет вовремя установить зависимость того или иного индивидуума от Зеленого змия и вовремя начать лечение.
Приживется ли подобная мода среди российской молодежи — покажет недалекое будущее. Новое поколение стремительно идет в ногу со своими зарубежными сверстниками, чего нельзя было сказать об их отцах и старших братьях, чему отчасти способствовал пресловутый "железный занавес".
Та незначительная часть советской молодежи, которая обезьянничала и подражала повадкам западников, все же придерживалась русских питейных традиций. И это серьезный повод думать, что западное семя падет на уже унавоженную почву.
В русской традиции, как иногда ошибочно думают, не было места распитию водки "на троих". Эта классика жанра была социальным феноменом, появившимся с ростом цен на популярный в народе напиток, когда подорожавшую бутылку приходилось покупать в складчину по привычной цене.
В январе 1958 г. цена за "сучок" (бутылка водки с красной сургучной головкой) поднялась с 21 рубля 72 копеек до 25 рублей 20 копеек, а "белоголовая" уходила за 27 рублей 72 копейки. Тогда-то и появилась шуточная песня о советском руководителе Никите Хрущеве: "Но водку нашу сделал дорогою и на троих заставил распивать".
Зато в наших отечественных традициях всегда было принято выпивать в компании или коллективе. Даже заздравные чаши древних русичей назывались братинами. Нынешние "корпоративы" ведут свою родословную от почестных пиров княжеских дружинников, старинных застолий, средневековых цеховых попоек. Но и стародавние братчины, как назывались пиры на Руси, продолжали традиции языческих обрядовых трапез. И называемый ныне тамадой главный распорядитель был известен как "пировой староста".
Несмотря на меры, предпринимаемые партией и советским правительством, в СССР потребление алкоголя на душу населения с каждым годом только увеличивалось. Если в 1960 г. его потребление составляло 3,9 литра на человека, то в 1970-м — 6,8 литра. Число российских выпивох в нынешнем году тоже бьет все мыслимые и немыслимые рекорды. Если в предыдущие годы, по данным ВЦИОМ, доля пьющих российских граждан колебалась в пределах 22-24%, то в 2011 году, который, между прочим, еще не закончился, таковых насчитывается — 28%.
При этом самым популярным спиртосодержащим напитком в России, как показал опрос, признано пиво, которое пьют 51% употребляющих алкоголь россиян. На втором и третьем месте — водка (31%) и вино (29%). Любители шампанского (10%) обогнали поклонников коньяка и бренди (6%), слабоалкогольных коктейлей (4%), мартини и вермута (3%). В России достаточно мало фанатов ликеров, виски, джина и рома (по 1%). Не удалось выяснить, сколько на российских просторах людей, потребляющих абсент и текилу.
Если серьезно, как мало помогают в деле борьбы с алкоголизмом предпринимаемые в последние годы российскими властями меры. Среди них принятые в июле 2011 года поправки в закон о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции, в соответствии с которыми к алкогольной продукции были отнесены пиво и напитки на его основе. До этого были ограничения рекламы пива по телевидению.
Большинство граждане России одобряют меры по введение запрета на продажу алкоголя в местах, прилегающих к детским, образовательным и спортивным учреждениям (95%), ужесточение наказания за продажу спиртных напитков несовершеннолетним (94%) и запрет на размещение рекламы алкоголя в продукции, предназначенной для несовершеннолетних. При этом сами взрослые продолжают подавать плохой пример.
Русская водка давно символизирует нашу страну наряду с черной икрой, балетом, автоматом Калашникова и не так давно появившейся "русской мафией" и канувшим в Лету — КГБ.
Иностранцев, знающих нас не понаслышке, так сказать обладающих инсайдеровской информацией, удивляет не столько пьянство само по себе — пьют повсеместно в Европе и США и пьют чрезвычайно много крепких напитков — сколько стремление русского человека к выпивке как условию нормальных человеческих отношений. Как это реализуется у русских, когда перед тобой не пьяная физиономия дышащего перегаром индивида, а тусклое мерцание компа — одному Вакху известно!