Международный день грамотности отмечается сегодня по инициативе Организации объединенных наций. Между тем, в мире насчитывается 860 миллионов неграмотных, а 10 миллионов детей (для сравнения в Москве проживают около 15 миллионов человек) не ходят в школу. В Москве, по последним данным, 50–60% старшеклассников — неграмотны. Кого же можно назвать грамотным человеком? В советские времена грамотным считался тот человек, который умел складывать букву к букве, мог написать и прочитать свою фамилию. Времена изменились, в условиях глобализации грамотным считается тот, кто умеет стройно излагать свои мысли и, в соответствии с требованиями к родному языку, способен написать краткую автобиографию.
Читайте также:
Как стать своим в студенческой общаге?
«Финанс»: рейтинг самых богатых детей России
Реформа армии, или что нас ждёт в год выборов
В рейтинге ЮНЕСКО по уровню грамотности Россия давно уже потеряла лидирующие позиции и опустилась на 120 место (рядом находится Камерун и Бангладеш.
Почему же у нас так много неграмотных школьников? Институт возрастной физиологии провел свое исследование . Ученые пришли к выводу: ошибка кроется в преподавательской деятельности. Интенсивность обучения обернулась тем, что «Букварь» теперь проходят за 2–2,5 месяца, в то время как раньше на это отводился как минимум год. А ведь навыки письма и чтения формируются точно не за 2 месяца. Еще одна инновация – в школу берут только детей, умеющих читать и писать. Поэтому родители своего трехлетнего чада сажают за книжки. Между тем, у таких детей формируется неправильный механизм чтения. Даже став взрослыми, они с трудом воспринимают тексты. Кроме того, сегодняшняя школа исключает сам процесс обучения и приобретения навыков - каждый день новая тема, на отработку материала на уроках не остается времени. Дома одному или с родителями приходится разбираться в новой теме. А на следующий день будет уже другая тема, а потом сразу контрольная. Объем домашней работы, в результате, увеличивается в разы. Выходит, что сегодняшней школе необходимы только показатели: отметки и отчеты об освоении новой программы или методики. Школьное обучение в его теперешнем виде (по своей структуре, целям и способам обучения) служит только препятствием на пути детей, потому что внушает им мысль, что во всех неудачах обучения виноваты они сами: их учили, а они не хотели, или были неспособны выучиться.
Вообще с безграмотностью приходится сталкиваться в деревнях. Из-за нехватки учеников школы закрываются, в результате детям приходится ездить в областные школы за 20-25 км. Как правило, в сельских местностях живут не очень обеспеченые семьи. В новом учебном году в Туве, где около 66 тысяч 300 детей школьного возраста, 1302 ученика из-за отсутствия одежды и обуви не смогли пойти в школу.
Министр образования республики Петр Морозов доложил, что наибольшее число отказавшихся от учения по социальным причинам мальчиков и девочек живут в самом отдаленном и труднодоступном Тоджинском, а также Дзун-Хемчикском, Улуг-Хемском, Барун-Хемчикском районах.
По данному вопросу будет создан банк данных нуждающихся, так как отсутствие школьной формы или обуви, скорее всего, означает и отсутствие самого необходимого для нормальной жизни ребенка.
Беспризорники, пожалуй, один из самых больших сегментов в среде безграмотных. По неофициальным данным, в городе Москве только более полутора тысяч беспризорников, никогда не посещавших школу. Загнать трудных подростков на уроки сейчас пытаются в основном силовыми методами (школьные инспекторы). Психологи отмечают, что в случае с подростками силовые методы всегда приводят к противоположному результату. Еще одна проблема в том, что школы наши не приспособлены для бедных. Почему-то именно дети из малообеспеченных слоёв в первую очередь выпадают из школьной системы. Собственно дети несостоятельных родителей, из неполных и проблемных семей первыми выталкиваются в группу "неудачников", в различные коррекционные классы. Именно такие подростки не дотягивают до десятого класса и уходят в ПТУ. Однако, ПТУ - это ещё не самый худший вариант. Есть варианты похуже, по все они начинались когда-то с первой неудачи в традиционной школе.
Последние данные опроса проведенного Фондом «Общественное мнение» свидетельствуют о том, что лишь каждый десятый респондент оценил ситуацию в национальной системе образования как хорошую, 34% считают ее плохой и столько же – 34% – удовлетворительной.
Татьяна Трушкова
Читать эту статью на английском: Russian schoolchildren can not read