Объемы выпускаемой музыкальной продукции растут с каждым днем, и этот рынок контролируется серьезными корпорациями и объединениями. Каналы распространения музыки также увеличиваются – революция звука уже давно идет в ногу с информационным бумом и технологическими новинками. При этом правила задает динамика жизни и само неумолимое время, в том числе рыночное. Большой бизнес – тотализатор, и музыка – лакмусовая бумажка, которая сама становится транквилизатором, постоянно подстегивающим к творчеству.
Пройдите в любой оживленной городской толчее – супермаркеты, рестораны, стадионы, аэропорты... Прислушайтесь -и до вас наверняка донесется звуковой бардак, какофония безобразных и смешивающихся, бесталанно сведенных звуков фоновой музыки. Если осмыслить это безумное звучание, то вас будет неуклонно преследовать лишь один саундтрек – бега времени. Поскольку посредственная музыка стала вездесущей, приходится много работать, чтобы окружающие привыкли к ней, понизить уровень их вкуса заставить их поверить, что это и есть норма.
Именно поэтому неискушенному слушателю становится безразлично, звучит ли скрипка или флейта, или какой инструмент был бы уместнее в данном произведении. Это уже не имеет значения потому, что никто больше не слышит музыки.
Отчасти такая ситуация складывается от нашей чрезмерной занятости, и времени оценить композицию или симфоническую партию попросту нет. Рассеянность внимания сегодня – в порядке вещей. Нам приходится отслеживать слишком много информации. Посвятить себя какое-то время исключительно музыке – нереальная роскошь. Прослушивание композиций неизменно сопровождает какое-нибудь другое занятие – чтение книги, написание курсовой, катание на сноуборде. Фоновая музыка – наша участь и наш неумалимый рок.
По той причине, что все меньшее количество людей целенаправленно слушают музыку, и строй истинных ревнителей-ценителей редеет, появляется особая разновидность анти-музыки (как в свое время зародилось эстетика безобразного в литературе), которая отвечает нашим будничным потребностям, очерчивает настроения и в которой отнюдь не заложена мысль, что ее нужно слушать. Зачем выпускать по-настоящему красивые, самобытные произведения, если на них нет должного спроса? Сегодня во всем мире получила новое развитие размеренная бэк-музыка, которую проигрывают во многих уважающих себя кафе, ресторанчиках, барах. Она звучит отовсюду неотличимыми друг от друга композициями, и наш слух совершенно не фиксируется на ней, а мозг не запоминает. Она охватывает нас со всех сторон и тихо затягивает петлю на нашей шее. а мы даже не обращаем на нее внимание. Как-то получается не радужно. Но, может быть, такой процесс развития вполне закономерен и укладывается в рамки приемлемого?
Йован Тихий
Еще по теме: