Для американцев поход в кино ассоциируется с запахом воздушной кукурузы, которую непременно едят зрители во время сеанса. В последнее время попкорн начали продавать и в фойе российских кинотеатров. Нашему зрителю он тоже пришелся по вкусу. А откуда взялась эта традиция? Давайте разберемся, когда появился попкорн и почему стал так популярен в мире…
Родиной попкорна следует считать Центральную Америку. Любопытно, что сначала его производили не из обычной кукурузы, а из особого сорта маиса, выведенного 8 тысяч лет назад на основе дикого травянистого растения теосинте. У маисовых зерен была крахмалистая сердцевина и жесткие стенки. При нагревании зерна в результате давления лопались.
Постепенно воздушная кукуруза стала популярной на всем Американском континенте. Всем нравилось, что она хрустит и обладает приятным запахом.
В 1885 году Чарльз Кретор изобрел первую паровую машину для изготовления попкорна. Теперь его можно было делать прямо на месте. Машину можно было перевозить с одного места на другое. Воздушная кукуруза легко обошла картофельные чипсы, которые, к сожалению, можно было приготовить только в условиях кухни или цеха.
К концу позапрошлого столетия воздушную кукурузу стали продавать в США на каждом углу, особенно в местах развлечений — в цирках, на ярмарках, на стадионах. А вот в театрах купить попкорн было нельзя: служители Мельпомены серьезно относились к своему искусству и не могли допустить, чтобы на спектаклях зрители праздно жевали лакомство из пакета.
Поначалу попкорном не торговали и в кинотеатрах. Последние считались солидными заведениями, и даже в интерьерах часто "подражали" театрам: люстры, шикарные ковры и прочее. И публика туда первое время ходила тоже солидная, та, что побогаче.
Все изменилось после 1927 года, когда в кинематографе появился звук. До этого в кино ходили только люди, знающие грамоту, чтобы суметь прочитать титры. Теперь туда могли ходить и бедняки. В годы Великой Депрессии кино стало одним из самых доступных и популярных развлечений, кинозалы были всегда набиты битком. И часто зрители входили в зал с пакетиком попкорна, купленного на улице. Минимальная порция стоила всего несколько центов, а за 10 долларов можно было купить целый мешок! Производители воздушной кукурузы стремительно богатели, так как спрос на их товар был огромный, а себестоимость его была весьма низкой. Уличные торговцы часто ставили свои лотки напротив дверей кинотеатров. В конце концов, им разрешили торговать за плату прямо в фойе. А когда в середине 30-х многие кинотеатры оказались на грани закрытия из-за экономического кризиса, деятели киноиндустрии наконец решились сделать продажу попкорна одной из статей своего дохода.
Машины для приготовления попкорна были установлены в 80 кинотеатрах Далласа. При этом в пяти самых фешенебельных кинозаведениях от установки агрегатов отказались. Однако пару лет спустя оказалось, что прибыль в кинотеатрах с попкорном сильно выросла, а шикарные заведения понесли убытки. Когда же в них тоже стали продавать воздушную кукурузу, доходы сравнялись.
Попкорн благополучно пережил Вторую мировую войну, когда другие лакомства часто были недоступны из-за дефицита сахара. При этом половина всей воздушной кукурузы, производимой в стране, реализовывалась через кинотеатры. Перед сеансами, а часто и во время них крутили рекламу попкорна, напоминая, что его можно купить в фойе.
Индустрия попкорна начала переживать спад в 50-х, когда появилось телевидение и люди стали проводить вечера дома вместо того, чтобы пойти в кино. А приготовить воздушную кукурузу в домашних условиях нелегко: нужен специальный аппарат и ингредиенты. Однако предприимчивые производители выбросили на рынок полуфабрикаты EZ Pop в контейнерах, которые нужно было просто подержать над источником тепла.
В 70-е эта операция стала осуществляться еще проще: появились микроволновые печи, и теперь достаточно было положить пакет с промасленными зернами внутрь и нажать на кнопку. Между тем, ассоциации между поеданием попкорна и просмотром фильмов и передач все еще оставались прочными, и фирмы-производители попкорна и микроволновок стали рекомендовать свою продукцию для "домашних кинопросмотров". На пакетиках с полуфабрикатами нередко указывалось, что в состав входит точно такое же масло, как в кинотеатрах, а рекламу того или иного сорта попкорна специально приурочивали к выходу на экран очередного блокбастера.
Сегодня традиция жевать попкорн во время киносеансов сохранилась. Трудно устоять перед знакомым притягательным ароматом в фойе — и вот уже рука сама тянется к кошельку, чтобы купить порцию лакомства. Потому что так принято… А в Америке попкорн является еще и одним из культовых национальных символов.
Читайте также:
Мозг атрофируется от интернета?