Судя по всему, студентам РГГУ больше не представится возможности недорого посидеть в пивном ресторане «Кружка». Мосгордума совместно с руководством университета планируют выселить забегаловку из своего здания. На сегодняшний день они успели добиться демонтажа вывески «Кружки».
Напомним, что поводом для обращения руководства РГГУ в Мосгордуму стал тот факт, что ООО «ЯММИКС» планирует продлить срок аренды помещения до 2025 года. К сегодняшнему дню Мосгордума успела обсудить эту ситуацию, сделав вывод, что наличие пивного ресторана в здании есть плевок в лицо всему историческому и культурному наследию и что продавать спиртное на территории учебных заведений - это просто тихий ужас.
В 2003 году Мосгорнаследие передало почти треть здания на Никольской ООО «ЯММИКС», а то, в свою очередь, сдало почти все арендуемые площади ООО «Мистраль». Именно субарендатор и открыл здесь пивной ресторан «Кружка». Предшественников нынешнего руководства РГГУ этот факт нисколько не смутил. Теперь Мосгорнаследие, Департамент имущества и префектура ЦАО тычут друг в друга пальцами, пытаясь все-таки объяснить, кто дал отмашку на сотворение «беззакония». Как объяснили представители префектуры ЦАО, сдача помещения в аренду была абсолютно законной, а то, кому арендатор передает помещение в субаренду, контролировать никак нельзя.
Еще один аргумент, который приводят борцы за нравственность, это прогуливающие лекции в «Кружке» студенты. Мало того, некоторые частенько заявляются на пары пьяными. Плюс, по словам руководства университета, коли уж на территории учебного заведения есть общепит, там бесконечно снуют всякие посторонние личности, которые «хулиганят». Честно говоря, проходя по Никольской, еще ни разу не приходилось натыкаться на кучки агрессивно настроенной молодежи. У метро, скажем, «Выхино» - да. На Никольской- нет.
Помимо радения за нравственность и сохранность культурного наследия, Мосгордума и руководители университета озабочены тем, что аренда за помещение, расположенное в пяти шагах от Красной Площади, стоит 42 доллара за квадратный метр в год. Маловато будет.
Такая низка арендная плата объясняется тем, что при въезде в помещение, субарендатор сделал довольно-таки внушительный ремонт, который обошелся ему в немалую сумму. По крайней мере, такие аргументы привела соучредитель сети пивных ресторанов «Кружка» Марина Ефремова. Однако, комиссию она не убедила ни разу. Помимо этого, произошло нарушение федерального закона о защите памятников истории и культуры, когда, в ходе ремонта, произошла существенная перепланировка помещения. Хотя, почему-то, предыдущих руководителей вуза такой размер платы не смутил. Любопытно.
В принципе, ситуация получается довольно спорной. Тот факт, что пивной ресторан находится в одном здании с университетом, еще не значит, что он находится на его территории. Помимо этого, очень уж большой упор руководство РГГУ делает на низкой арендной плате. Закрадываются нехорошие мыслишки, что если бы «Кружка» платила больше, то никто бы не выказывал недовольства. Или это автор данной статьи думает о людях слишком мрачно. И, говоря о том, что дико помещать какое бы то ни было питейное заведение в здание, являющееся историческим памятником, стоит мыслить шире. В таком случае, нужно убирать любые частные предприятия, базирующиеся в подобных домах. Центр Москвы сплошь состоит из таких зданий. А сколько в них офисов, бюро путешествий, продуктовых магазинов, магазинов одежды и т.д. – не счесть. И у всех свои вывески. Хотя вот профорги многих университетов, расположенных в центре первопрестольной, уже начали сбор подписей за выселение подобных контор. И еще очень интересно, как же так, префектура ЦАО, вроде бы ответственная за сохранность старинных зданий в центре, не проконтролировала ремонт, сделанный «Кружкой», в ходе которого была снесена одна стена?
То, что питейное заведение мешает процессу обучения, тоже приводит в некоторое недоумение. Студенты приходят на лекции пьяными. А то и вовсе не приходят. Тут дело не в непосредственной близости «обители разврата» к их вузу, а в самих студентах. Во-первых, студента, который приперся на пару в состоянии подпития, стоит ласково звать в деканат, там отдавать ему все документы, что он сдал туда при поступлении, а потом провожать на улицу, на прощание снабдив брошюрками «Выбираем ВУЗ» и «Срочная контрактная служба.». Теперь перед ним снова открывается мир возможностей и все чудеса выбора. Даже при отсутствии «Кружки», студент, желающий подпить вместо первой пары, обязательно найдет поблизости палатку, торгующую пивом. Или не рядом. Пара-то длинная. Даже на Юго-Западной, где до ближайшей палатки от МПГУ нужно идти минут десять, алкостудиозусы не ленятся и бредут туда за банкой «Балтики» и шаурмой. А потом, ежась на морозе в близлежащем скверике, радостно поглощают все это. Кстати говоря, в той же "Кружке" подают не только пиво или другие алкогольные напитки, но и чай. Хотя пиво представительница префектуры ЦАО не сочла алкогольным напитком, о чем заявила во время обсуждения конфликта с мосгордумой и представителями РГГУ.
Сама проблема выходит далеко за пределы конфликта «Кружка-РГГУ». Ну снимут вывеску, ну хорошо. Московские власти сейчас готовы успокоиться именно на этом. Еще очень хорошо, но выставляет защитников московской старины в невыгодном свете, то, что они вдруг спохватились и, окинув Москву взглядом, поняли, что она вся пестрит рекламой. Теперь из всех старинных зданий планируют повыдергивать крепления для рекламных плакатов, поснимать растяжки и вывески. С РГГУ и Кружкой все более или менее ясно. Пьющие студенты (хотя это проблема самих студентов, а не РГГУ или пивного бара) и разногласия в вопросах с арендой. А вот почему Мосгордума так поздно спохватилась с избавлением столицы от рекламной коросты - непонятно. На Большой Никольской улице, на одном из домов, к примеру, висит огромный рекламный щит. Еще недавно с него на прохожих смотрела томная испанская актриса Пенелопа Крус, рекламирующая одну косметическую компанию. А почти вплотную к этому дому стоит Храм Вознесения Господня. Плакат, получается, нависает прямо над ним. Странно, что с всеобщим увлечением религией, которое заново открылось совсем недавно, до сих пор никто их московских чиновников не выразил своего недовольства картиной православного креста на фоне густо намазанных блеском губ.
Последнее слово сейчас остается за мэрией. Хотя ее решение, в принципе, тоже можно предугадать. Юрий Лужков на днях уже выказывал недовольство засильем рекламы на телевидении. Видимо, и в городе реклама ему тоже скоро надоест. Надоело же Матвиенко в Петербурге, которая решила повысить цены на рекламные места настолько, что теперь только действительно обеспеченные компании смогут ее размещать. А не кто попало. Правда, как бы это не вылилось в какую-нибудь другую крайность, граничащую с ханжеством, как это частенько бывает в вопросах нравственности.
Григорий Туманов
Читать эту статью на английском: Where is the "mug"?