Прихватить «на память» халат или тюбик шампуня в отеле, пепельницу или ложку в кафе, пачку стикеров из офиса – мелочь, но приятно. По статистике, хотя бы раз в жизни это делал каждый третий. По данным психиатров, среди клептоманов большинство женщин.
Клептоманией называют навязчивое стремление совершать кражи без корыстной цели. Клептомания от греческого klepto – красть – импульсивное непреодолимое желание совершать кражи. При этом украденная вещь может и не иметь никакой ценности – удовлетворение приносит сам факт хищения.
Клептоманы тащат не только вилки, бокалы, фирменные ручки, блокноты, или мелкие книжки и прочую дребедень. Тащат порой даже совершенно уж никому не нужные вещи – к примеру, строительные каски, уличные таблички, сахар в самолетах, туалетную бумагу в общественных туалетах.
Навязчивое желание клептомана стащить какую-нибудь мелочь психологи часто сравнивают с инстинктом у животных. Сороки тащат ничего не значащие блестящие предметы, мыши несут к себе в нору все, что попало. Срабатывает своеобразный хватательный рефлекс: хватай, авось пригодится.
Больше всего от клептоманов страдают супермаркеты, торговцы-латочники, гостиницы и бары. Крайний случай клептомании - кражи в гостях у знакомых. Клептомания средней степени – воровство в супермаркетах, самый «легкий» случай – хищения в гостиницах, ресторанах и собственных офисах. Причем, социальный статус клептомана не играет никакой роли. Одни до сих пор уверены, что клептоманами становятся люди, не в состоянии заплатить за понравившуюся вещь денег, другие считают, что клептоманы – это обязательно богатые и «публичные» люди. И то и другое – совершенный миф.
По милицейским сводкам, каждый месяц в московский супермаркетах ловят с поличным до сорока клептоманов. В рейтинге украденных товаров лидирует парфюмерия (в основном тушь и помада), второе место занимают колготки, на третьем – продукты питания (орешки, конфетки, жвачки).
Главное отличие вора от клептомана – мотив. Жажда наживы или удовольствие от самого процесса кражи. Клептоманы действуют спонтанно, без предварительных планов и всяких мер предосторожности, всегда в одиночку без сообщников.
Клептоман, если его поймают, обычно испытывает смущение или раскаяние. Он понимает, что воровать – нехорошо, но не может избавиться. Клептоманы страдают от своей страсти и всякий раз мучительно пытаются преодолеть желание что-нибудь стащить, но это им не всегда удается. Ведь от своих мелких краж клептоманы порой испытывают драйв, как после прыжка с парашютом. Кража не корысти ради, а адреналину для. После кражи, клептоман чаще всего старается избавиться от краденого. Этим и отличается от праздных воришек, или от людей, которым просто скучно.
Кстати, существует вид так называемые «псевдоклептоманы» - люди, сознательно совершающие кражи, но при «поимки за руку» уповающие на диагноз клептомания. И граждане, совершающие кражу на спор. Например – свиснуть печенье с витрины кондитерской, или журнал с лотка у метро. Обычно такими сомнительными развлечениями страдают подростки.
Диагностировать клептоманию крайне сложно. Встречается она чрезвычайно редко и чаще идет речь просто о мелком воровстве – из-за скуки, на спор или еще как-то. К врачу клептоман идет сам только после того, как его «поймают за руку». Иногда воры, чтобы избежать наказания, заявляют, что они клептоманы. Но парадокс в том, что больные клептоманией практически никогда не сознаются в своей болезни, им вообще это тяжело это осознавать и уж тем более признаться в болезни, и проще сказать, что они уголовники.
В криминалистике основным критерием, по которому клептомана отличают от вора, является именно отсутствие материальной выгоды. В России диагноз «клептомания» не ставят практически никогда. Логика такова - любая вещь имеет цену, следовательно, есть и материальная выгода. И бесполезно доказывать в суде, что человеку с доходом значительно выше среднего на самом деле абсолютно не нужны украденные в количестве 50 штук разноцветные зубные щетки.
К сожалению, клептомания настолько редкая болезнь, что медики до сих пор не определились, излечима она полностью или нет. Таблеток от клиптомании, равно как и таблеток от жадности не существует. Хороший эффект при клептомании дает длительная психотерапия, но она срабатывает только при большом желании человека избавиться от страсти к чужому.
Разновидности клептоманов
Клептоман обыкновенный – человек, временами утаскивающий разные мелочи из магазинов (с работы – очень редко, у знакомых – вообще, никогда). Умеренно страдает от своей странности. В поле зрения милиции попадает редко, так как ценность украденного не тарифицируется уголовным кодексом.
Клептоман-фетишист – пожалуй, самый неприятный из клептоманов. Объектом его страсти являются фетиши – предметы, вызывающие у него нездоровый сексуальный интерес. Это может быть все что угодно, но чаще всего клептомана-фетишиста интересует нижнее белье. В магазинах крадет его редко, так как получает больше удовольствия стянув трусики, сушащиеся на балконе, или тапочки в раздевалке спортзала.
Самый распространенный вид - клептоман привычный. Человек, для которого стало привычкой случайно перемещать мелкие предметы в свой карман. Эту категорию можно разделить на подвиды: клептоман зажигательный - собирает чужие зажигалки, еще этот вид клептомании в народе прозвали «привычка таксиста»; клептоман офисный - в ящике его стола можно обнаружить до сотни предметов мелкой канцелярии; клептоман оральный – за двухчасовой поход по продуктовому магазину такой клептоман прибавляет в весе на пару кило за счет поглощения продуктов питания, клептоман туристический - свиснуть безделушку из заграничной поездки, пусть даже это будет бумажная салфетка из номера, бутылка геля для умывания или сиденье для унитаза.
Елена Пахоменко
Читать эту статью на английском: Kleptomania - all mine, that is bad