С приходом на рынок формата mp -3 отпала нужда в покупке дисков с музыкой. Подключаешь iPod к компьютеру, открываешь iTunes и качаешь нужную тебе песню за 99 центов. Формат mp -3 породил новую эру – не целых альбомов, полновесных музыкальных работ, а именно тех самых песен за 99 центов, которые будут у всех. Но люди, за редким исключением, живут по принципу «того, что я не могу потрогать не существует». Поэтому они перестали получать удовлетворение от покупки «неосязаемой» музыки. В США, видимо, эта неудовлетворенность дошла до крайней степени и, перескочив на прямой эволюции компакт-диск, вернулась к виниловым пластинкам. Музыканты, с большим воодушевлением смотрящие назад, все чаще и чаще начали дублировать свои альбомы на виниле.
Собственно, что в итоге? Человек получает запись высокого качества, ту же запись качеством похуже, но ее всегда «можно взять с собой», плюс удовлетворение чисто эстетических потребностей. Виниловые пластинки ведь еще и бывают разных форм. Хочешь, треугольную пластинку, хочешь в форме сердца, наслаждайся, юный ретроград. Красивая иконка с изображением обложки альбома на экране iPod так эстетические чувства не будоражит. По мнению музыкантов, издающих свои альбомы на виниле, эта тенденция должна хоть как-то отразиться на интернет-пиратстве, немного снизив его позиции.
Винил, конечно, модный тренд, но вот когда дело доходит до подсчета денег с очередного музыкального релиза, продажи пластинок, по отношению к проданным 87% CD и скачанным 10% mp -3 файлов, составляют всего 0,2%. Но, надо сказать, что в ушедшем 2007 году винил все-таки показал некий прогресс. Так, в 2006 было продано около 858 тысяч альбомов на этом носителе, а в 2007 эта цифра достигла 990 тысяч, что говорит о все возрастающем интересе к виниловым пластинкам.
Что примечательно, судя по всему, в ближайшее время регрессивные пластинки будут на рынке куда предпочтительнее, чем компакт-диски. Продажи CD в этом году упали на целых 10%, заставив владельцев звукозаписывающих мейджор-лейблов идти на крайние меры. Из-за всяких независимых умников, типа Radiohead , раздающих музыку в интернете бесплатно, да еще и подвигающих на это остальных исполнителей, полностью минуя CD -носители, лейбл EMI уже запланировал серьезное сокращение штата и будет теперь еще жестче фильтровать проекты, чей коммерческий успех сомнителен. CD , судя по всему, и впрямь суждено умереть. Лейбл EMI планирует сосредоточиться исключительно на интернет-продажах музыки. Музыкальный рынок, между тем, ни капельки не рушится, и причин паниковать нет. Музыкальная индустрия просто изволит мутировать.
Пока Radiohead вовсю раздают свои альбомы, не требуя взамен ни цента, а CD постепенно отправляется в забвение, уступая место музыке, продаваемой через интернет, за которой, само собой, будущее, пластинки все-таки у дисков выиграли, заняв свое место в машине музыкальной индустрии и на полках слушателей. Винилу, конечно, ни за что не затмить формат mp -3, как любому гурманскому блюду не затмить простейший гамбургер из Макдональдса. Так или иначе, желающих продолжать превращать прослушивание музыки в таинство и некий вдумчивый процесс, остается великое множество. Винил и mp -3 формат очень выгодно поделили сферы деятельности. Для беготни по городу – залитые в плеер mp -3 мелодии, а уже дома можно с удовольствием, чинно и размеренно прослушать лонг-плей каких-нибудь блюзовых White Stripes на виниле в отличном качестве, копаясь в красочно оформленном буклете и медитируя.
Григорий Туманов
Читать эту статью на английском: Vinyl will kill the CD? The great mutations of the music industry