Статьи, так или иначе касающиеся социальных сетей, продолжают появляться в многочисленных СМИ с завидной регулярностью. О феномене MySpace ’ов, Facebook ’ов и прочих Vkontakte . ru написано и сказано уже, пожалуй, все. Теперь ситуация приняла несколько иной оборот – социальные сети настолько плотно вошли в жизнь среднестатистического гражданина, что подумать страшно – они проросли и в литературу, и в деловые отношения.
Так компания «Одноклассники» подала иск издательству «Эксмо» в связи с выходом книги, носящей имя популярной социальной сети. Книга представляет собой триллер за авторством Александра Дышева, в которой идет речь о старых школьных друзьях, которые находят друг друга с помощью все той же социальной сети, а после этого начинают гибнуть при самых, как это в триллерах положено, загадочных обстоятельствах. Можно много чего говорить об Александре Дышеве, а точнее о том, что автор действительно вовремя «подсуетился», учтя актуальность темы, но иск «Одноклассников» был зарегистрирован еще 10 апреля и против фактов не попрешь. Главная претензия владельцев социальной сети – использование в оформлении книги элементов фирменного стиля сайта « Odnoklassniki . ru ». Издательство, само собой, попыталось объяснить, что сходство интерфейса сайта и обложки книги не случайно – ведь данный ресурс является одним из основных мест действия романа. Издательство, по его же словам, уже предложило раздосадованным «одноклассникам» вариант решения вопроса – пока не известно, какой.
Суть даже не в самой истории с иском – вероятно, на фоне многочисленных книг от гламурных Собчак и Робски, повествующих о том, как правильнее захомутать олигарха, мы получим еще стопку литературных опытов малоизвестных авторов о популярных социальных сетях. Говорить о захламленности литературы не стоит – тема извечная, но очевидно, что выход книги «Одноклассники» наметил новый тренд и остается лишь ждать, когда ему последуют. Очевидно, что социальные сети совершили мини-революцию, очень сильно повлияв на нашу жизнь.
Все, наверняка, отлично помнят истории о том, как сотрудники банков с легкостью выискивали должников на тех же самых «Вконтакте» и «Одноклассниках». Теперь и военкоматы следят за уклонистами все через те же сайты. Однако, ко всему этому добавился еще один момент – при заполнении анкеты в социальных сетях теперь стоит быть посерьезней – вас могут читать ваши потенциальные работодатели. Если вы собираетесь на собеседование в какую-нибудь компанию, все-таки постарайтесь еще до него исключить из списка своих интересов на сайте слова «пиво», «тусить с друзьями ночи напролет» или «лень». В блогах уже активно обсуждают случаи, когда работодатель, просмотрев вот такую «легкомысленную» анкету своего будущего работника попросту отказывался от сотрудничества с ним. Анкета в социальной сети стала вашей визитной карточкой, а она должна быть опрятна и говорить о вас только лучшее.
Лишнее подтверждение тому, что социальные сети продолжают опутывать жизнь среднестатистического гражданина – появление многочисленных кафе для встреч именно с одноклассниками. Естественно, мы понимаем, как эти одноклассники находятся. Причем, многие кафе и не скрывают, что сделали ставку именно на пользователей социальных сетей, которые в последнее время понаходили, пожалуй, всех своих соседей по парте и тех, с кем дымили за школой.
Григорий Туманов
Читать эту статью на английском: Social networks have leaked into the literature