Сегодня, 19-ого июня, отмечается праздник древних славян, который именуется Днём Русалии. Об этих необычных существах история хранит тайны. Остается только догадываться что из этого правда, а что – ложь. Данные 19-го века позволяют соотнести свидетельства средневековых памятников с русальными обычаями южных славян.
Читайте также:
День защиты детей: что, где, когда
Ночные кошмары: понять и побороть
Что значит этот праздник?
Время празднования – конец мая или начало июня, когда зелень полностью распустилась. Обряды русальных дней обращены к стихиям, в которых в эти дни сила явлена наиболее – к распустившейся зелени, утренней росе, живой воде родников и колодцев.
Русалии – это своеобразный день памяти, а также общения с теми, кто ушёл из жизни преждевременно, не став взрослым. Суть этого праздника сводилась к чествованию умерших предков, которых приглашали погостить в дом. Наши предшественники соблюдали определенные обряды, которые во многом напоминают поминальные, для того, чтобы русалки не смогли навредить семье. Во многих местностях, преимущественно в Македонии, Болгарии, Сербии и Белоруссии, сохранилось много связанных с Русалии древних обрядов и песен. Местами Русалии празднуются под другими названиями: у великороссов — семик (собственно четверг на седьмой неделе по Пасхе), у словаков — турицы.
Мужчины-русалии из Македонии ходили по дворам, вокруг больных людей устраивали хороводы и обрядовые танцы, чтобы их исцелить. Во всех домах «русальскую» дружину встречали с большими почестями. Люди верили, что их приход способствовал сохранению здоровья и изгнанию болезней.
Наряженные русалии из Болгарии и Сербии ходили от села к селу, чтобы излечить тех, кто заболел именно «русальской» болезнью. Считалось, что подобный недуг посылали мифологические существа, которые появлялись в весенне-летний период. Нечетное количество мужчин одевались в шапки из меха, венки из цветов и ремни, на которых красовались погремушки и колокольчики.
Обряды в других славянских традициях зовутся «русалиями». Они не зафиксированы, но существует версия, что само название «Русальная неделя» восходит к латинскому наименованию античного праздника роз, известного как «розалии». Он отмечался в период цветения роз и заключался в поминовении безвременно умерших, на могилы которых приносили венки из роз и устраивали поминальные трапезы.
К Русальной неделе у восточных славян приурочен обряд «проводы русалки». Девушки рядили выбранную «русалку», надевали на неё венок и поздно вечером в конце Русальной недели выводили ряженую к реке, срывали с неё венок и бросали его в воду, а сами быстро убегали, чтобы «русалка» не догнала их и не навредила. Между тем, по преданию, во время Русальной недели русалок можно было видеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах и, безусловно, на кладбищах. Встреча с русалкой могла принести как богатство, так и, наоборот, обернуться несчастьем.
Как же выглядела загадочная русалка?
Не так однозначны представления о её внешнем виде. Существует мнение, что русалки – это молодые красивые девушки, облаченные в белые одежды или обнаженные, с распущенными волосами, в которых красуется венок. Некоторые представляют русалок в виде уродливых, косматых девиц, старых, заросших шерстью и вооруженных кочергой.
Считалось, что русалками становились девушки, которые погибли на Русальной неделе и не дожили до свадьбы. Люди считали, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Именно поэтому детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на реку во время Русальной недели. Если всё-таки и умирал кто-то из детей, то говорили, что русалки забрали их к себе. Опасна она и для случайно встретившегося парня, который может нежданно-негаданно испытать всю силу ее очарования.
Церковь часто поднимала свой голос против Русалии, но так как они издавна примкнули к христианским праздникам (обыкновенно — к Троицыну дню), то и распространялись вместе с христианством, как элемент народно-церковного обряда. Вальсамон, в толковании на 62 канон трулльского собора, упоминает о русалиях, как древнем празднике, отбываемом в деревнях после пасхи. Епископ охридский Димитрий Хоматиан (XIII в.) говорит, что Русалии праздновались в Македонии в неделю по пятидесятнице. Древнее поминальное значение Русалии у славян затемнилось разными весенними играми и песнями, но не совсем заглохло. Празднование Русалии местами сохранилось на рождественских святках.
Русская история хранит крайне интересные и, порой, неправдоподобные, сведения о русалках и о празднике, который так и зовется «Русалии». Этот день – очередная яркая страничка нашей богатой истории.
Маша Шибанова
Читать эту статью на английском: Day Rusal: rituals and traditions