Общество

Ломография. Незамутненный взгляд на жизнь

Сейчас фотографировать среди молодой интеллектуальной российской публики стало очень модно. Создавать аккаунты на deviantart . com , flickr . com , выставляя там свои фотоопыты, а также копить деньги на дорогую цифрозеркалку и бубнить себе под нос «вот тогда я всем покажу, что я умею!». Но чтобы делать по-настоящему живые и красивые снимки вовсе не обязательно иметь гигантский опыт и дорогущую камеру. Почти вся Европа уже очень давно охвачена увлечением ломографией, которая стала предметом культа и целой философией.

Читайте также:

Бороться и искать. Прочитать и перепрятать

Новое в российском образовании: Два уровня, на выходе - лаборант

«Другая сцена», другое кино. То, что не увидишь в кинотеатрах

Ломо…что?

Ломография - это особый вид фотографирования, где художественную ценность представляет даже не каждый отдельный кадр, а их совокупность. Свое название этот вид фотоискусства получил от Ленинградского оптико-механического объединения (ЛОМО), где и производили одноименные фотоаппараты. Самым главным условием ломографии является то, что вы не должны смотреть в видоискатель и выбирать кадр. Съемка должна вестись от бедра, из-за головы, «от пуза веером», да как угодно. При этом, конечно, необязательно снимать именно фотоаппаратом марки «Ломо». Можно воспользоваться и простым автоматическим, с широкоугольным объективом типа какого-нибудь «ФЭД «Микрон»», который, кстати, вполне может еще лежать, покрытый пылью на антресолях у кого-нибудь из читателей. Оторвитесь от текста, поищите. А вдруг?

История

Выпускать Ломо начали в 1984 году. Первой ласточкой стал автоматический малогабаритный «Ломо компакт-автомат» (ЛК-А). Своим появлением она обязана Петру Ивановичу Корницкому, заместителю министра оборонной промышленности. На выставке фотоаппаратуры в Кельне, японцы подарили ему камеру COSINA CX -2. Вернувшись на родину, Корницкий потребовал в точности скопировать камеру и начать выпускать отечественную копию. Российские инженеры японскую камеру развинтили, тщательно осмотрели и скопировали все 450 деталей, кроме электронного затвора. Просто потому что такими технологиями пока не располагали. И тогда ЛК-А снабдили отличной широкоугольной оптикой и специальной системой экспозиции, которая позволяла снимать практически при любом освещении. Когда камера начала продаваться, она стала самым популярным любительским фотоаппаратом в СССР. Потому что не было ничего проще, чем установить камеру в автоматический режим, выбрать одно из трех фокусных расстояний и нажать на спуск. И все. Ломо стал выпускаться в количестве 17.0000 в месяц. Позднее его стали экспортировать и во Вьетнам, и в Восточную Европу, и даже на Кубу.

Первое ломосообщество

В 1991 году, в Праге, двое студентов Венской школы искусств Маттиас Фигль и Вольфганг Странцингер, увидев в комиссионном магазине дешевый советский фотоаппарат странного вида, от нечего делать, купили его и зарядили завалявшейся у них просроченной пленкой. Этим странным советским фотоаппаратом, само собой, был Ломо.

И вот, шатаясь по улицам и попивая пиво, двое молодых людей снимали просто так, ради смеха все, что попадется под руку. Не думая ни о фокусировке, ни о выборе композиции, они просто вытягивали руку с фотоаппаратом и нажимали на спуск, часто даже не глядя на объект съемки или вовсе не зная, что они щелкают.

После этого наступил момент, когда студенты пришли в восторг от дурацкой, как им казалось, покупки. Они проявили пленку, распечатали кадры и, разложив их на полу своей квартиры, обомлели. Фотографии получились переполненными жизнью, с причудливыми цветами. Сложившееся панно, будто бы изображало сам взгляд на жизнь, незамутненный ничем. Подобрав с пола упавшие от восторга челюсти, студенты назвали этот способ фотографирования «ломографией».

Когда в учебном заведении, где учились первопроходцы, увидели, что может Ломо, их друзья, знакомые и даже родители захотели иметь такие же камеры. Ломография увлекла и преподавателей Венской школы искусств. Чтобы устроить свою первую выставку, Маттиас и Вольфганг зарегистрировали свой творческий союз официально. Это было только начало становления нынешней Ломо Штаб-квартиры в Вене.

Первая выставка была отмечена бурным восторгом со стороны общественности и подарила движению ломографии еще больше последователей. Двое студентов начали уже лично скупать все ЛК-А по всем ближайшим странам, чтобы потом продавать всем желающим по 100 долларов за штуку. Кончилось все тем, что в Восточной Европе больше не осталось ни одного из этих фотоаппаратов. Тогда, 1 апреля 1991 года, предприимчивые студенты отправили факс, на завод ЛОМО, в котором написали, что более 300 человек в Австрии буквально поклоняются произведенному ими фотоаппарату и очень хотят организовать выставку в Москве, чтобы отблагодарить производителей за такую замечательную штуку. Письмо было отправлено факсом и оказалось в мусорной корзине Ленинградского завода, где его сочли первоапрельской шуткой.

Однако же, в декабре того же года, состоялась встреча венских ломопрезидентов с директором ЛОМО Ильей Клебановым. На ней также присутствовал Владимир Путин, бывший в то время главой комитета РФ по внешнеэкономическим связям. В итоге, ломографическое общество заключило договор о поставке ЛК-А в Австрию (между прочим, при поддержке австрийского парламента). Кстати, с тех пор у ЛОМО появилась еще одна расшифровка, ставшая девизом всех ломографов мира, LOMO – LOve and MOtion (Любовь и Движение).

Ломография сегодня

Теперь союз ломографов насчитывает последователей почти по всему земному шару. Организуются совершенно невероятные проекты. Такие, как бесплатная рассылка одноразовых ломокамер спортсменам, в детские сады, политикам и госслужащим, чтобы составить одну большую ломокартину мира. Как говорят сами последователи ломодвижения, они стремятся покрыть лмомфотографией всю поверхность земли, чтобы на ней не осталось ни одного пробела.

Сегодня ломография стала настоящей коммерческой сетью, основой которой является продажа ЛК-А, китайских одноразовых фотокамер, светофильтров, вспышек и фотопленки. Произошел бум ломографического стиля и в рекламной индустрии. Турфирмы проводят ломотуры, а компания BMW , например, использовала ломофото в своей рекламе.