Общество

Социальные сети воспитывают нарциссов

Споры нарциссизма заразили большую часть современного общества. В мире фальшивых реалити-шоу и отфотошопленных моделей в журналах, в мире, где друзья предпочитают общаться через Facebook, а не лицом к лицу, это, впрочем, не удивительно. О становлении нарциссизма поколения 1980-х и 1990-х годов, спорно названного "Поколением Я", или милленианцами, написано уже прилично. Не так давно профессор Жан Твенге продублировал исследование своих предшественников и сделал неутешительный вывод.

В своей работе "Эпидемия нарциссизма: жизнь в эпоху самопровозглашения" Твенге отмечает, что из данных, полученным от 37 тысяч студентов, следует, что распространение нарциссизма схоже с темпами набора американцами лишнего веса. Самолюбование действительно стало очередной эпидемией.

Читайте также: Удаление из друзей карается смертью

Ряд последних исследований доказывает печальную тенденцию: для школьников и студентов внешние, показные ценности сегодня приобрели куда большее значение, чем внутренний мир. Милленианцы превыше всего ставят деньги, имидж и славу, нежели чем общность, привязанность и самосознание. Так кто же виноват в распространении бацилл нарциссизма?

Многие назначили козлом отпущения Марка Цукерберга и его детище Facebook. За последние пару лет было проведено множество исследований относительно связи между социальной сетью и самолюбованием. Как выяснилось, пользователи, набравшие больше всего баллов в "анкете самовлюбленности", имеют больше друзей в Facebook, чаще отмечают себя на фотографиях и гораздо активнее обновляют свои статуссы. По словам Лоры Буффади, научного сотрудника испанского Universidad de Dueto, нарциссы сидят в социальных сетях по той причине, что искренне верят: окружающие крайне заинтересованы в том, как они живут, — вот они и оповещают общественность о каждом своем шаге.

В целом, все социальные сети поощряют саморекламу, поскольку контент создают сами пользователи. Проблема здесь заключается в том, что почти каждый создает не соответствующий действительности автопортрет. Фотографии пользователи выбирают только самые удачные, в статусах пишут только самые интересные новости. Конечно, так происходит не всегда, но нереальная солнечная картинка, которую рисуют многие "сетевики", может оказать негативное психологическое воздействие на их онлайн-друзей. Так, сравнительно свежие исследования показали, что чем больше времени студенты проводят в социальных сетях, тем более они склонны думать, что другие живут более счастливой и интересной жизнью. Сравнивая себя с другими, подсевший на Facebook студент делает выводы не в свою пользу, и его самооценка стремительно снижается.

Хотя Facebook, безусловно, является идеальной платформой для нарциссов, было бы ошибкой утверждать, что именно эта социальная сеть вызвала всплеск самолюбования. Исследователь Шон Бергман отмечает, что, согласно данным психологических исследований, личность ребенка практически полностью формируется уже к семи годам, а поскольку политика Facebook предполагает регистрацию пользователей, достигших как минимум 13-летнего возраста, то это не социальные сети плодят нарциссов, а они сами стремятся туда, чтобы явить себя миру.

Читайте также: Виртуальные "пожиратели" времени

Истина, делает вывод психолог Лиза Файерстоун, заключается в том, что рост нарциссизма среди милленианцев связан больше с "домашней" социальной сетью, нежели чем с детищем Цукерберга. В последние несколько десятилетий родители принялись соревноваться друг с другом в "мерянии детьми". Учителя, пытаясь привить ребенку здоровую самооценку, приносят своими похвалами больше вреда, чем пользы. На самом же деле дети, которые понимают, что их хвалят ни за что, очень переживают из-за этого и чувствуют себя более уязвимыми — это доказано. Адекватная самооценка рождается только тогда, когда ребенка хвалят за реальные достижения.

Файерстоун отмечает принципиальную разницу между нарциссизмом и самооценкой. Последняя отличается тем, что она основывается на личных достижениях и завоеваниях, здоровой системе ценностей и заботливом отношения к другим. Самолюбование, напротив, произрастает из боязни неудачи и слабости, ориентации на собственную персону, нездорового желания казаться лучше и подспудного чувства неполноценности. Последнее особенно важно: поколение милленианцев воспитывалось в почтении к форме, а не содержанию. Культура потребления и стремление удовлетворить любую свою сиюминутную прихоть оказала весьма негативное влияние на тех, кому сейчас по 20-30 лет.

В своей последней книге The Self Under Siege, написанной в соавторстве с отцом, Лиза говорит о важности взращивания в детях здоровой самооценки. Чтобы маленький человек чувствовал себя уверенно, родители должны научиться отличать эмоциональный голод от истинной любви. Реальная любовь — это тепло, ласка и ориентированность на потребности ребенка, а также готовность стать для него путеводной звездой, помощником и проводником общечеловеческих ценностей. Только в этих условиях родители вырастят адекватного человека, а не нарцисса.