В Москве, с 19 февраля по 4 мая покажут графическую сторону творчества одного из самых оригинальных художников рубежа 19-20 веков, Анри де Тулуз – Лотрека (1864-1901 гг.). Экспозиция включает около 80 работ из собрания библиотеки Национального института истории искусства Франции, карандашный этюд темперой на картоне из ГМИИ им. Пушкина и карандашный автопортрет художника из коллекции Леонарда Джаннады (Швейцария).
24 ноября 1864 года в родовом поместье на юге Франции на свет появился мальчик, вобравший в себя всё величие знаменитых предков. Анри-Мари-Раймон де Тулуз-Лотрек – Монфа, жизнерадостный и восприимчивый отпрыск знатных родителей, фамилия которых мелькала в генеологических дебрях королевских семей Франции и Англии чуть-ли не за тысячу лет до его рождения, пристрастился к живописи. Точнее было бы сказать к переложению на чистый лист бумаги горячо любимых (потому что лучше всего получались) зверей и матросов. В старой высокородной семье рисовали практически все и немудрено, что молодой человек, не утруждающий себя тяготами ежедневного тяжёлого труда, полностью отдаётся любимому занятию.
Но страстная любовь к лошадям 14-летнего Анри, играет с ним злую шутку и при очередной конной прогулке он падает с лошади и ломает ногу. При тех же обстоятельствах, через год он ломает вторую ногу, после чего у болезненного молодого Лотрека открывается патология, останавливающая рост его ног и сажающая будущего художника в инвалидное кресло. Как оказалось позже эта патология, возможно, явилась следствием близкой родственной связи его отца и матери, не выходящей у тогдашней аристократии за рамки дозволенного.
Надо заметить, что ужасная болезнь Тулуз-Лотрека, явилась мощным толчком для осознания того чем он будет заниматься всю оставшуюся жизнь. Не испытывая нужды в средствах и немного подучившись у своих родственников, подающий надежды Лотрек отправляется в Париж, прямиком в школу к известнейшему портретисту Леону Бонна. Учитель остаётся доволен общей подготовкой Анри, даже считает его рисунок изящным, но до конца не принимает «грубый» и гротескный стиль ученика. Лотрек переходит в мастерскую Фернана Кормона, где проходит вместе с Ван Гогом пятилетный курс обучения.
Тогда и начались тяжёлые поиски собственно стиля и соответственно новых способов выражения. Узкие рамки натуралистической живописи стали малы Лотреку. Он начинает сильно увлекаться японской гравюрой и доминирующим стилем в живописи конца 19-ого века, импрессионизмом, в частности Эдгаром Дега. Зрителям московской выставки, представилась удивительная возможность наблюдать за гармоничным сочетанием японской лаконичности («Американский певец» 1893 г.) и броскости ( «Ложа с позолоченным маскароном» 1893 г.), сочетанием грубых форм («Разврат» 1986), изящных линий и смелости задумки («Утомлённый Эрос» 1894 г.)
Особое внимание стоит уделить афишам Тулуз-Лотрека, благодаря которому, ремесло, появившееся в середине 19 века благодаря художнику Жюлю Шере, стало достойным называться искусством. Всего их было создано 30 штук, с 1891 г. по 1899 год. Одна из самых знаменитых – Джейн Авриль – она же Ла Меленит, она же Безумная Джейн, отличавшаяся от всех танцовщиц «Мулен Руж». Появление пожалуй знаменитейшей литографии Лотрека «Японский Диван» 1893 г, призванной быть чуть-ли не самым удачным использованием стилистики японской гравюры европейским мастером, обязано особому отношению художника к танцовщице-интеллектуалке, разбирающейся в книгах и живописи. Кажется, что французский художник оказался выше своих учителей лаконизмом цвета и остротой выразительности.
Нельзя не обратить внимание на серию из пяти литографий танцовщицы Лой Фюллер, говорящей об острой необходимости художника в экспериментах с цветом. Так же, непрестанное использование так называемого метода набрызка, когда создаётся впечатление дымчатости и воздушности, благодаря простому распылению краски ловким движением пальцев по кисти. Заставляет себя заметить и единственный рисунок, привезённый в Москву из коллекции фонда Пьера Джаннада (Швейцария). Это рисунок является автопортретом Тулуз-Лотрека, сидящим в пенсне и запечатлевающем себя на холсте. Интересно, что дух экспериментаторства настиг Лотрека и в отношении материала используемого для холста. Приемлемым для знаменитого рисовальщика стал картон, который позволял создавать больше художественных эффектов.
Интересно, что маленький рост (152 см) который должен был создать непреодолимые препятствия Лотреку в отношении с женщинами, никоим образом на него не повлиял, так как внешнее уродство художника компенсировалось живым умом и неподдельным обаянием. Доказательством того может служить его частое пребывание в публичных домах самого богемного французского бульвара Монмартра, самые продолжительные их которых длились неделями. Там он настолько входил в доверие к жрицам любви, что они позволяли рисовать их полуобнажёнными, а порой и совсем голыми за совершенно обычными бытовыми занятиями. Так на свет появилась целая серия работ под общим названием «Они» (1896 г.), посвящённым «сердечным женщинам» - как отзывался о них Лотрек. Альбом художник создал по заказу Гюстава Пелле, до этого издававшего альбомы обладавшие сомнительной художественной ценностью, «Утро и вечер парижанок». В альбом должны были входить 10 листов, объединённых общим названием «Проститутка», однако Лотрек придумал другое – «Они».
Вообще, влияние необычных женщин монмартровских кабаре и театров на « гения уродства», как прозвала аристократа-калеку обиженная от просмотра предварительных набросков со своим изображением, певица Иветт Гилбер, было весьма велико. Серию «Они» открывает знаменитая «Сидящая клоунесса» в цирковом костюме , широко расставив ноги, на ярко-красном диване в шароварах до колен, лифе с пышными оборками и белом колпаке. Клоунессу звали «Мадемуазель ША-Ю-Као». Она была клоуном в «Новом Цирке» и танцевала в кабаре Оллера. Бытует мнение, что интерес к Ша-Ю-Као был вызван неравнодушеем Лотрека к лесбиянкам. «Женщина, влюблённая в другую, - говрил Лотрек,- самое безумное существо».
Богемный образ жизни а следовательно чрезмерное пристрастие к алкоголю и непостоянству в личной жизни, сделали уже к тридцати годам Лотрека алкоголиком, больным сифилисом. Его друзья изо всех сил пытались помочь, но не выдержав отправили его в психиатрическую больницу, в которой бедный художник уверял всех окружающих и прежде всего друзей в своей полной вменяемости, рисуя на память каждого, кто его навещал. Выйдя из клиники, Лотрек уехал на атлантическое побережье, желая прийти в себя и снова начать работать. Но труд над незаконченным картинами продолжался вяло и без энтузиазма. Совсем скоро он опять начал пить, причём в несколько раз больше чем прежде. 15 июля Лотрек в последний раз покинул Париж. Вскоре за этим, в августе, на побережье Атлантики его настигает инсульт, парализовавший половину тела. 9 сентября 1901 года, в возрасте 37 лет, как и Ван Гог, Анри де Тулуз-Лотрек скончался.
Богатая внешними событиями жизнь знаменитого французского художника, полностью отражается в работах, представленных на московском показе. Конечно, выставка, собранная из 80 работа художника, оставившего после себя 737 картин, 275 акварелей, 369 гравюр (включая плакаты) и около 5000 рисунков может показаться не совсем серьёзной. Однако, вспоминая огромные проблемы с Тулуз-Лотреком в России, масштаб проекта Третьяковской Галереи становится понятен любому ценителю искусства.
Вячеслав Козлов
Читать эту статью на английском: Moscow offered "Pleasures of Paris"