Общество

У российских чиновников отобрали “зелень”

Доллар всегда владел умами россиян. Бытует мнение, например, что Центробанк пожертвовал не только рублем, но и собственной честью и искусственно спровоцировал знаменитый дефолт 1998 года, чтобы не дать обрушиться американской валюте. С того самого времени вера в непоколебимость американского доллара укрепилась настолько, что, казалось бы, нарушить “обет” откладывать только в условных единицах и держать их дома в банке нет никакой возможности. Даже стремительные перемены последних недель не сразу произвели должный эффект на сознание российского общества.

Все началось с падения национальной американской валюты и критически низкого курса по отношению к рублю на майские праздники. Точнее, с гнетущей напряженности и тяжелого ожидания, что стрясется что-то неприятное и, возможно, даже непоправимое. Масла в огонь подлили уверенность поборника “последнего диктаторского режима” в Европе Александра Лукашенко относительно грядущего краха мировой экономики (читай - американской) и советы министра финансов России Алексея Кудрина относительно того, что и куда вкладывать. Другим настораживающим показателем послужил ажиотаж вокруг золота, которое стали скупать килограммами, и регулярность, с которой повсюду заговорили о большом будущем рубля. При этом все надежды на усиление российской национальной валюты связываются с обещанием, что она станет полностью конвертируемой.

Ожидается, что это случится до конца 2006 года, и существует точка зрения, что тогда-то мы и “отобьем” все, что потеряли за время долларовой оккупации. Выручку, видимо, вложат в растущий, как на дрожжах, Стабилизационный фонд, вокруг которого уже слагаются легенды. С одной стороны, вещь ценная, а с другой, куда ее девать, так толком и непонятно.

Впрочем, делить шкуру неубитого медведя, как известно, дело неблагодарное, и сначала неплохо бы решить, вывезет ли кривая американскую валюту на этот раз? Если судить по тому, как “опустили” доллар, вряд ли.

“Крепленый рубль” нынче в моде, как никогда – на этой неделе для него даже придумали графический символ. “Почему у доллара есть, а у рубля нет?” – резонно подметили в Госдуме. Отдельные активисты даже вспомнили о том, что на фоне всех катаклизмов, произошедших в стране, когда успели смениться целые эпохи, рубль остался рублем, и никакие девальвации и инфляции ему не страшны. Главное, чтобы печатный станок не подвел.

На этой неделе произошло также другое, не менее знаменательное событие, о котором говорили и которого со злорадством ждали отдельные слои общества. Российским чиновникам отныне придется следить за языком и не бросаться в публичных местах словами “доллар” и “евро” – соответствующий законопроект был принят Госдумой в первом чтении. Придется ограничиться “зеленью” (хотя американская двадцатидолларовая купюра, помнится, не так давно порозовела) и “баксами”. В противном случае, чиновников ждет штраф.

Отдельные депутаты, тем не менее, задаются вопросом о целесообразности этого решения и высказывают уверенность, что радоваться рано: до третьего чтения это нововведение не доживет.

А жаль. Может быть, проще бороться с рублевой коррупцией, чем долларовой? Может быть, именно в возврате к национальной валюте кроется начало нашего великого крестного пути?

Владимир Ядута.