Некоторое время назад жители Одессы забили тревогу: власти запланировали строительство электроподстанции "Маразлиевская" в парке Шевченко прямо над старым Карантинным кладбищем, где похоронены жертвы чумы. Что мы сегодня знаем об этой страшной болезни, в Средние века регулярно опустошавшей Европу? И по-прежнему ли опасны чумные захоронения?
Первая вспышка эпидемии бубонной чумы приключилась между 1347 и 1353 годами. Она приняла глобальные масштабы и получила название "Черная смерть". Возбудитель болезни — бактерия чумная палочка (лат. Yersinia pestis), а переносчиком заболевания были блохи, которые кусали людей.
В Англии больше запомнили так называемую Великую Чуму (1665-1666), во время которой скончалось около 100 тысяч человек. Это составляло 20 процентов тогдашнего населения Лондона. В то время большинство усопших хоронили на кладбищах при церковных приходах. Простолюдинов даже не клали в гробы, а просто заворачивали в кожух или парусину. Впоследствии кости выкапывали и куда-то переносили, а на этом месте делали новое захоронение…
Однако в связи с чумой уже имеющихся мест для захоронений стало не хватать. Ежедневно умирали сотни людей. В 1665 году чумные ямы были вырыты на нескольких церковных кладбищах. Одно из них находилось при церкви Святого Олафа. Здесь похоронено 326 умерших от чумы, среди них некая Мэри Рамсей, которая, по преданию, и принесла в Лондон Великую Чуму.
Но Великая Чума не была первой британской эпидемией. В 1348 году на площади Чартерхаус появилась первая чумная яма.
В 1569 году на землях, принадлежащих Вифлеемской больнице, было создано первое лондонское кладбище Нью Граунд ("Новая земля"), где хоронили жертв чумы, а также усопших из тех округов, где не хватало площадей для захоронений. Этот погост просуществовал до 1720 года.
Вот отрывок из повести Ч. Диккенса "Путешественник не по торговым делам": "Одно из самых своих излюбленных кладбищ я называю погостом святого Стращателя. Я не располагаю сведениями о том, как называется оно на самом деле. Кладбище лежит в самом сердце Сити, и ежедневно его покой нарушают пронзительные вопли паровозов Блекуоллской железной дороги. Это маленькое-маленькое кладбище с грозными и неприступными железными воротами, сплошь утыканными остриями, совсем как в тюрьме.
Ворота украшены неестественно большими черепами и скрещенными костями, высеченными из камня. Помимо этого, святого Стращателя осенила удачная мысль пристроить на макушках черепов железные острия, как будто их посадили на кол. Поэтому черепа жутко ухмыляются, пронзенные насквозь железными остриями.
…Я отправился на кладбище в кэбе и нашел, что черепа действительно производят сильное впечатление. При вспышках молнии казалось, что свершилась публичная казнь и что насаженные на острия черепа подмигивают и гримасничают от боли".
После Великого пожара 1666 года множество лондонских церквей оказалось разрушено. Погосты со временем переполнились. Хоронить стали на малой глубине и даже под церковными половицами. Наконец, власти озаботились этим и распорядились устраивать захоронения на городских окраинах.
Чумные захоронения в Лондоне существовали вплоть до середины XIX столетия. Одно из них — Поля Банхилла — существует до сих пор. В наши дни здесь хоронят иноверцев. На севере города есть лесопарковая зона Квинс Вуд (Лес королевы). Когда-то она называлась Черч-Ярд Боттом Вуд (Погост Нижних Деревьев), и там находились чумные ямы. В позапрошлом веке при строительных работах там были найдены человеческие останки.
В Риге во время чумной эпидемии мертвецов собирали прямо с улиц. Мортусы — могильщики — попросту не могли справиться с таким количеством "клиентов", поэтому тела просто сбрасывали в огромные ямы за чертой городских стен, слегка присыпав землей…
В 1604 году одно из таких кладбищ было устроено близ старой церкви Святой Гертруды. Говорят, там было практически одновременно погребено 13 тысяч тел усопших всех возрастов и сословий. Сейчас это место находится в самом центре города, а тогда храм стоял у Песчаной дороги…
Москву эпидемия чумы накрыла в 1771 году. Чтобы не допустить распространения заразы, умерших сваливали в канавы и как можно скорее зарывали.
Много чумных могильников в южных регионах. Так, в центре современного Симферополя находятся захоронения умерших от чумы в 1820-30-е годы.
Что же касается строительства подстанции над Карантинным кладбищем в Одессе, то заведующая лабораторией организации профилактики чумы и других особо опасных инфекций Зоя Хабло утверждает, что бактерии чумы живут не более двух-трех лет. "В Одессе есть не одно чумное захоронение, и все они, с точки зрения выноса инфекции, безопасны", — заявила она.
Читайте также: