А начнем мы с самого начала. Практически каждый турист, прежде всего, обязательно оказывается на вокзале. А там – красота. Да и себя любимого хочется на фоне надписи «Москва» запечатлеть. На память. Только фото или видио-аппаратуру в руки взял – милиционер тут как тут. Нельзя снимать железнодорожный объект.
Хотя, это кому как повезет. Многие стражи правопорядка совершенно не реагируют на толпы туристов, беспрерывно фотографирующихся на перронах, или аккурат напротив фасада вокзала. В поездах, кстати, тоже раньше снимать было нельзя. Сейчас этот закон отменили.
Другая классика жанра - это столичная подземка. Вот тут, не смотря на многочисленные дебаты, слухи и домыслы есть однозначный ответ. Запрещается съемка без согласования (письменного разрешения) администрации. Но это касается только видео-фотосъемки на профессиональное оборудование. Фотографов с мыльницами или любительскими камерами, скорее всего в московском метрополитене и не заметят. А вот профи со штативами, или киношникам придется писать много бумажек в Метрополитен и ждать вердикта.
Кстати, метро в северной столице запрещено снимать вообще. Даже «мыльницами», а в Лондоне при попытке достать фотоаппарат на станции можно услышать предупреждение по громкой связи - нельзя!
Красивые здания посольств, МИДа, Лубянку и прочие государственные учреждения, так привлекающие туристов и жителей, тоже в кадр попадать не должны. Съемка тут запрещена. В лучшем случае – попросят «исчезнуть из кадра» куда подальше. Кадр дерева, вросшего в балкон старинного дома, может стоить любимого фотоаппарата. Потому как здание может оказаться принадлежащим Генштабу, а это уже – стратегический объект. Также могут вежливо (или не очень) попросят удалится или даже удалить фотографии, сделанные у МИДа на Арбате.
Запомни, фотовидеоман-любитель: хочешь снимать Москву - старайся бдительным стражам порядка глаза не мозолить, да вспышками их не слепить. Большинство милиционеров обычно фотолюбителей просто вежливо предупреждают, особенно, если видят, что люди не местные. «Сняли – все, уходите!». Так что быстрота – залог успеха.
Продолжаем экскурсию по Москве золотоглавой. Так вот, ежели угораздило храмы да церкви запечатлеть – пожалуйста. Но исключительно снаружи. Внутри вас так же попросят не снимать. Проводить съемку можно по особому разрешению настоятеля, или за плату, как, например, на территории Новодевичьего монастыря. И уж совсем никак нельзя снимать монахов и монахинь. Хотя, например в Европе в католических костелах нет запрета на фотографирование. Так же в Иерусалиме, Италии, Греции таких проблем практически нет. А в Малайзии запрещена съёмка многочисленных статуй Будды.
Захотелось к искусству приобщиться? В музеях за фото-видео съемку придется раскошелиться, а в некоторых фото на память и вовсе запретить могут. И уж однозначно нельзя фотографировать в архивах и фондах музеев. Об этом даже закон гласит.
Всегда проще, если запрет на фотографирование сопровождается возможностью купить разрешение. Так в некоторых музеях Европы разрешение на съемку может стоить от 1 до 10 (максимум) евро.
Курица - не птица, мобильный - не фотоаппарат?
Больше повезло владельцам мобильных телефонов со встроенной фотокамерой. Во многих музеях, где фотографирование запрещено, весьма лояльно относятся именно к снимкам на мобильник, считая их больше игрушкой, чем фотоаппаратом. А вот в Саудовской Аравии владельцев мобильников с камерами могут оштрафовать, или даже посадить в тюрьму на срок до одного года с конфискацией аппарата. Пару лет назад Шейх Абдул Азиз бен Абдалла ввел указ о запрете на ввоз и использование сотовых телефонов со встроенными камерами в Саудовской Аравии, по причине аморальности таких аппаратов и безнравственности. Власти Италии к фотомобильникам относятся не так сурово. Там издали памятку о том, как и где можно пользоваться телефоном с камерой. В соответствие с этим, изображения людей, полученные при помощи телефона могут использоваться только в личных целях, но не могут быть размещены в Интернете либо показаны СМИ. Если же вы надумаете разместить такое фото, например у себя в дневнике, - необходимо прежде уведомить об этом человека, изображенного на снимке.
Но люди-людьми, а нас же архитектуру подавай! А вот и мост – раскрасивый, разнарядный, огоньками пестрит. Только объектив открываем, как уже бдительный охранник нарисовался. Тут тоже фотографировать нельзя. Потому как мосты – тоже объект стратегического значения, а ракурс был аккурат из-под опоры моста, то есть снимался мостик в перпендикулярном направлении, когда видна вся его конструкция. В связи с особыми мерами безопасности фотографирование мостов может показаться известным службам «разведкой на местности, предпринимаемой для совершения теракта». Варианты действий: отойти подальше и фотографировать издалека. Тогда никакого правонарушения не будет.
Ну а как же без самого центра столицы? Непременно, на Красной площади, на фоне Спасской башни. Только помните, что Кремль — только для любителей. Без согласия Комендатуры Кремля фотографировать на Красной площади и в районе Александровского сада нельзя. Тут никаких штативов и длинных объективов- «телевиков». Это даже в правилах экскурсий по Кремлю оговорено – профессиональная съемка запрещена, а вот любительская – разрешена. Так что, если к вам с «цыфромыльницей», фотографирующему Мавзолей, подойдет милиционер, можете смело посылать его читать эти нормативные акты. Только вот общих критериев, которые определяют «профессиональность» аппаратуры, не существует. Милиция определяет это на глаз.
При желании что-то снять, самое пристальное внимание уделяем табличкам. Если висит знак, запрещающий фотосъемку – все понятно. Если этой таблички не существует – камеру в руки и вперед.
Хотя в супермаркетах и не висят таблички, что снимать запрещено, если вы будите позировать около витрины – бешенные продавщицы и охранники, незамедлительно подойдут и попросят немедленно прекратить фотосессию в их интерьере. Так же запретить фотографироваться могут и владельцы некоторых ресторанов или клубов, мотивируя это фразой, что «объект является частной или коммерческой собственностью», или же просто многочисленно повторят заветное слово «нельзя». И точка. Но запретить фотографироваться около или на фоне торгового комплекса, ресторана или особняка даже собственник по закону не может.
"Тварь я дрожащая или право имею...?"
Одна маленькая, но существенная оговорочка. Единых правил и законов для фото и видеосъемок нет. Например, в статье 29 Конституции РФ четко сказано, что сбор информации любым законным способом разрешен. Фотография попадает под определение «сбор информации». Так же «фотосъемка» попадает под определение «творчество», а все по той же Конституции никто не запрещает нам творить.
Понятие «фотосъемка» упоминается в российском праве всего несколько раз. Так сказано, что позволяется журналистам проводить фото- и видеосъемку, так же, если это не противоречит законодательству, можно фотографировать объекты животного мира, если им не наносится вреда, и запрещается фотографировать в самолете. Все. С общеправовой точки зрения вы можете сфотографировать любого человека на улице, любое здание, но по факту любой человек может потребовать себя и свою собственность не снимать. Однако, если снимок уже сделан, никто не имеет права требовать удалить кадр, или засветить пленку. Это уже - ваша собственность. Силовое воздействие преследуется в уголовном порядке. Изымать отснятые материалы частная охрана не имеет права.
Если милиционер запрещает фото- или видеосъемку, с ним, к сожалению, лучше согласиться. Хотя никто не мешает поинтересоваться законностью такого запрета, в том числе написав заявление в милицию. Так, например, охранник в Лужниках долго и настойчиво пытался объяснить одному фотографу, что интересующее архитектурно-инженерное сооружение на Воробьевых, фотографировать запрещено, поскольку на территории Лужников много важных объектов. Хотя, где такой запрет прописан –бдительный работник охраны так и не смог внятно объяснить.
Помните: без объяснения причин вправе запретить любую съемку только судьи в арбитражном, гражданском и уголовном процессах.
Фотосъемка в других общественных местах - на улицах, в парках ни по одному закону, как российскому, так и столичному, не запрещена.
Итак, подведем итоги.
В здании вокзалов и аэропортов, на взлетно-посадочной полосе, в самолете без разрешения снимать что-либо категорически нельзя. Этот запрет, равно как и в России, в большинстве европейских стран объясняется борьбой с терроризмом.
Также практически везде в Европе и Америке, в России запрещено фотографировать автострады, транспортные развязки, тоннели и мосты. В США даже были случаи, когда из страны высылали за попытку фотографирования достопримечательностей, находящихся вблизи автострады. При фотографировании в магазинах необходимо выяснять правела в каждом случае. К слову, в ГУМе к фотографам относятся вполне лояльно.
Казино, тотализаторы - под запретом. Так же нельзя снимать Останкинскую башню с близкого расстояния. А вот снимать ее издалека не запрещено.
Категорически нельзя, что бы под прицел фотокамеры попадали военные объекты, территории морских портов (до сих пор не отмененные Правила Минморфлота СССР),
объекты органов безопасности, территории режимных предприятий, объекты, являющиеся секретными или стратегической важности – об этом гласит вышедшее в 1924 году Постановление правительства СССР. На фотографирование военных объектов безусловный запрет лежит во всех странах. Так в 2002 году в Греции 14 иностранных туристов приговорены к тюремному заключению за фотографирование военных самолетов. И это несмотря на то, что туристы были в сборной группе. Также Россия не является исключением с запретом фотографировать промышленные здания. Например, ГЭС, АЭС. Там стоят специальные информирующие таблички.
Так же нельзя доставать фотоаппарат на объектах хранения культурных ценностей, - читать Приказ МВД РФ, Минкультуры РФ, Росархива РФ. Без разрешения от соответствующих органов запрещена фотосъемка в СИЗО (Приказ Минюста), на территориях объектов таможни (Приказ ГТК).
Знающие люди не рекомендуют фотографировать пустующие места будущих праздничных мероприятий и всяческие приготовления в области безопасности - потом долго придется объяснять, зачем ты это сделал.
Советы бывалых репортеров.
Научитесь снимать одной рукой. Совсем хорошо, если корпус камеры черный. Меньше привлекает внимание. Камеру при этом не стоит вешать на шею – лучше намотать на ремень руку. Так ее проще будет быстро убрать.
Со штативом вообще лучше не светиться, так как это профессиональная съемка и она запрещена очень во многих местах. Старайтесь не снимать проезд официальных делегаций - каждый блик и объектив вашего фотоаппарата может быть принят за объектив оптического прицела. Разбираться будут потом.
Охранники до сих пор не привыкшие в цифровикам, по привычке требуют засветить плёнку. Кто-то из блоггеров рассказал, что просто вытащил флешку из цифрового аппарата, помахал ею на солнце, чем успокоил возмущавшегося охранника супермаркета тем, что кадр засвечен.
Прекрасно помогает фотоаппарат с поворотным объективом - это когда смотришь в одну сторону, а объектив направлен в другую. Ну и, конечно, телеобъектив. Не подходя близко к объекту его можно сфотографировать очень крупные планы.
Заграницей не лучше
За рубежом самые неприятные моменты во время фотосессии могут доставить местные жители страны, которые не желают быть запечатлёнными на вашем аппарате.
Это может влететь в копеечку. Так многим африканцам, например, не нравится, когда их фотографируют. За это они норовят взять денег. Во многих мусульманских странах запрет фотографировать людей распространяется лишь на фото женщин. В некоторых - людей в принципе.
В Англии существует запрет на фото- и кино- видеосъемку со штатива. С рук - пожалуйста. Съемка со штатива уже относится к разряду профессиональных фото и, если вы зарабатываете деньги на фотографировании объектов, находящихся на государственном обеспечении – платите за официальное разрешение. Таким образом многие власти, тратящие из бюджета деньги на реставрацию и поддержание некоторых архитектурных памятников, частично покрывают расходы на их содержание.
Также британцы запрещают фотографировать в частных галереях, без согласия владельца коллекции. Этой мерой интересы владельца защищает авторское право.
В Японии запрещено фотографировать содержание книг и журналов в книжных магазинах. Причина известна - защита авторских прав. Опасаясь утечки кадров из новых фильмов в Голливуде, посетители закрытых просмотров обязаны сдавать камерофоны при входе в зрительный зал. В Брюсселе охране памятника "Писающий мальчик" удаётся сдерживать несанкционированные попытки запечатлеть статую на память.
В некоторых странах запрет на фотографирование некоторых архитектурных и культурных достопримечательностей мотивируется тем, что фотографируя, вы лишаете возможности заработка продавцов открыток, альбомов, книг. Это подтверждается статистикой - с развитием цифровой фотографии даже при многократном увеличении туристического потока, оборот торговцев открытками уменьшился в несколько раз.
Елена Пахоменко, фото автора
Читать эту статью на английском: Stop! Withdrawn. Memory photo prohibited