Ленинград, стадион Кирова - 14 мая 1957 года. Огромное количество милиции, пожарных объединились для того, что бы успокоить разбушевавшихся футбольных фанатов. Но удалось им это только несколькими часами позже, после матча. Милиция задержала 16 дебоширов, некоторые из которых были привлечены к уголовной ответственности за хулиганство. Этот случай - один из самых первых проявлений такого рода активности среди футбольных болельщиков.
Что мы знаем о футбольном хулиганстве? Сейчас есть более полные источники информации, из которых я узнала некоторое хронологическое развитие жестокого футбольного фанатизма в России. Это, например, авторитет в области борьбы с футбольным насилием Дуги Бримсон, на которого я часто буду ссылаться.
Для начала, разделим всех фанатов на обычных болельщиков и хулиганов. Конечно, их объединяет любовь к команде, посещение домашних матчей, они совершают выезды в другие города, что бы поддержать свою команду, но для хулигана этого мало. Свойственная им агрессивность заставляет совершать гораздо больше выездов, особенно в те города, фанаты которых враждебно настроены. Они провоцируют драки, иногда стараясь добыть атрибутику хулиганов враждебного Фан-движения, то это резко повышает его престиж в собственном Фан—движении.
«Фанатские войны» - неотъемлемый атрибут хулиганского футбольного движения, который приобретает все более острый характер. Необходимо отметить, что поначалу футбольный фанатизм не был пропитан насилием. Интересно обратится к истокам всего, что сейчас происходит в футбольном хулиганском движении. Но не стоит копать глубоко и начинать прослеживать его развития с английского фанатизма, который, безусловно, является законодателем, более того, это самый жестокий фанатизм за все существование этого движения. Будем патриотами и начнем сразу с России, а точнее с СССР. Вот как отмечал начало футбольного движения у нас Дуги Бримсон: «в 1972 году на трибуне, заполненной болельщиками московского «Спартака», появился некто в простеньком красно-белом шарфе. Хотите, верьте, хотите - нет, но это стало первым признаком появления Фан-культуры в советском союзе» нужно сказать, что до этого запрещалось как-либо демонстрировать свои пристрастия к какой либо из команд.
Первыми, кому шарфик пришелся «не по вкусу» оказались КГБ. И на любителей футбола начались гонения. И не просто какие-нибудь стычки с милицией, а все серьезно «по-взрослому». Лидеров фанатских группировок обвиняли в сговоре с ЦРУ. Но, не смотря на это в 1978 году на матче ленинградского «зенита» и «московского Спартака» группа поддержки вторых показали свою атрибутику, заключавшуюся в красно-белой одежде. В это же время и появился первые флаги «Спартак». Конечно, советские фанаты не могли идти по той тропе развития этой культуры, по которой шел весь остальной мир, но они чувствовали, что им это нужно, и, можно сказать, изобретали велосипед. Но в 80-ые годы Горбачев приоткрыл некоторые двери для того, что бы узнать больше, более того, даже безбоязненно присутствовать на выездных играх. Русские люди всегда были очень эмоциональными, и мелкие потасовки между преступными группировками никогда не удивляли. Но вот оно, хулиганы показали себя в 1997 году одна из самых крупнейших массовых драк в истории советского футбола. Это произошло в Киеве, куда направились 300 фанатов московского Спартака, где вовлекли в битву болельщиков местного «динамо».
До распада Союза болельщики московских «Спартака» и ЦСКА были самыми активными участниками хулиганских столкновений. Так, спартаковские хулиганы в 1996 году даже посетили Англию и лично ознакомились с поведением поведения своих старших товарищей во время чемпионата Европы. Ходили слухи, что они даже успели принять участие в драке с шотландскими фанатами на Трафальгарской площади. Вот тут возникает вопрос, то ли гордится вездесущими русскими, то ли напустить на себя чувство стыда за своих. Были стычки хулиганов этой же команды и во Франции, во время чемпионата мира во Франции и в Бельгии на Евро-2000. жестокое гонение со стороны милиции не мешало хулиганскому движению России динамично развиваться. И в 1997 году оно потрясло всех одним из самых жестоких инцидентов в короткой истории российского футбола. Некоторые хулиганы стали вооружаться дубинками. Милиция взяла ситуацию в свои руки, но спустя время, мы понимаем, что это была неверная стратегия. Все матчи взяли под контроль милиция и ОМОНа, они заставляли убирать всю атрибутику: флаги, шарфы.. на самих стадионах дела обстояли еще хуже. По периметру поля стояли сотни милиционеров, наблюдавших за всем, что происходит на трибунах. Вся пиротехника была запрещены. Даже празднуя гол, когда фанаты набрасывались друг на друга, обнимаясь и прыгая, выводили милицию из себя. Она начинала бить резиновыми дубинками каждого кто попадался ей под руку. Но, она смогла получить некоторый опыт. Дело в том, что посмотрев некоторые записи хулиганских драк, записанную человеком со стороны, органы правопорядка задержали всех, кого смогли узнать.
Ситуация достигла своего апогея в 1999 году, где снова в центре внимания оказались фанаты московского «Спартака».
В июне они отправились на игру в Раменское, где их уже поджидало большое количество милиционеров и омоновцев. ОМОН не долго ждал и стал охаживать дубинками ни в чем не винных болельщиков. Надо сказать, что такое обращение взбесило «мясных» парней, которые, не задумываясь, бросились в драку, пытаясь защитить простых фанатов. В течение нескольких минут инцидент перерос в широкомасштабную потасовку, стремительно распространившись по стадиону. В ход пошли выдранные сиденья, в качестве оружия. И только с вмешательством главного тренера «Спартака» и капитана команды, призвавших трибуны к спокойствию, конфликт пошел на убыль. Но спустя пару месяцев, ситуация повторилась, причем на том же стадионе. Стычка продолжалась около 20 мин, но была очень ожесточенной. Впервые за всю историю российского футбола, игру пришлось прервать. Страсти улеглись, только когда силы правопорядка удалились со стадиона, однако за этот промежуток времени фанаты обоих сторон успели получить серьезные ранения. Однако, для фанатов это был грандиозный успех, который дал понять что их полномочия очень велики. Фанаты и сейчас оказывают заметное влияние на политические выборы. Многие политики уже сейчас обращают внимание на футбольных фанатов и включают в свои политические программы специфические лозунги. В качестве примера можно вспомнить речь В. Жириновского перед фанатами на церемонии чествования московского «Спартака». Во время выборов их мнение будет немаловажно. Московский рейтинг Жириновского растет во многом благодаря фанатам. Вот что говорит один из фанатов «Спартака»: «Многие фаны понимают, что пока есть Жириновский, будут дешевые поездки, а всем в принципе только этого и надо. Он первым додумался пойти на контакт с нами».
Благодаря чересчур суровому характеру милиции сравнительно небольшой город нижний Новгород вызывает очень неприятные воспоминания у многих российских хулиганов, особенно «Спартака», юные поклонники которого были самым жестоким образом избиты в ходе своего предыдущего визита в 1997 году, драка была настолько яростной, что от полученных ранений скончался один из местных милиционеров. Но этот факт не вызвал никакого сожаления у хулиганов, заявивших, что милиция получила по заслугам за все то насилие, которому подвергала любителей футбола.
Для многих футбольных российских фанатов матчи национальной сборной представляют очень большой интерес, особенно когда дело касается встреч с командами из стран бывшего советского союза, а так же ближайшими соседями. Как говорит Дуги Бримсон в своей книге «Фанаты», на первую после распада СССР, встречу этих сборных отправилось более двух тысяч объединившихся российских хулиганов, устроивших беспорядке в центре города и на олимпийском стадионе.
Летом 2002 года, после поражения российской команды на чемпионате мира от японцев, фанаты учинили массовые погромы и беспорядки в Москве.
Ситуация развивается по вполне предсказуемо. Фанаты ЦСКА и «Спартака» продолжают играть первые роли.
Провинция до сих пор не развита в хулиганском направлении. К хулиганам относятся в основном люди в возрасте 15-20 лет, восприимчивые к новым социальным нормам, изменения культурных стереотипов. Для них это своего рода экстремальный спорт. Игра с огнем в прямом и переносном смысле. Я говорю о фаерах, которые зажигают болельщики на трибунах во время игры, что категорически запрещается милицией. Нередко встречаются случаи, когда эти самые фаера оказываются на игровом поле. Хулиганы нередко снимают на видео свои драки, собирая целую коллекцию фильмов и гордясь ими. Это целая культура, развивающаяся во многих направлениях. Помимо того, что они читают одну литературу, они одеваются в традиционные для хулиганской сцены марки «Lacoste» «Ben Sherman», «Fred Perry». Стиль кэжуал.
Екатерина Бояркина