По большому счету, нравы в уличных бандах, с их иерархией и строжайшей дисциплиной, являются искаженным отражением порядков, царящих в частных школах. Главное и там и там - лояльность и чувство локтя.
Один из членов банды, орудующей на западе Лондона, объяснил принцип работы своей команды всего в нескольких словах - "Ты должен знать, кто находится рядом с тобой, и доверять ему. Если вы идете на дело - значит, идете все вместе". Вот такая простая и такая страшная истина.
Подавляющее большинство ребят, ставших гангстерами, не являются олицетворением абсолютного зла. Им просто не повезло родиться в благополучных семьях. Столкнувшись с безразличием родителей и нападками одноклассников, они объединяются в стаи и только там чувствуют себя в безопасности.
В уличных шайках есть все, чего так не хватает этим парням: сплоченность, защита, какое-никакое общение и возможность выплеснуть свою энергию и агрессию. По крайней мере, в случае Тагги Тага и его друзей - Мэша и Крамбла, 15-летних темнокожих лондонцев, - это действительно так.
"Мы все повязаны друг с другом. Каждый вносит свою лепту: кто-то отправит врага в нокаут, кто-то пырнет ножом. У каждого из нас своя, пусть и маленькая, роль. Если у меня будут неприятности, я обращусь в первую очередь к нему, - Таг кивает на Крамбла, выглядящего не больше, чем на 12 лет, - и он сможет мне помочь, чего бы это ему ни стоило. Потому что в следующий раз его спасу я".
Трое друзей входят в банду, насчитывающую пару десятков человек. Объектами нападений в основном становятся подростки чуть старше их самих. Пустить в ход пушку среди бела дня - обычное дело. Крамбл, например, был дважды ранен. Другому парню повезло меньше: он был убит, не дожив до своего 17-летия, буквально за неделю до интервью с Тагом.
В это трудно поверить, но в глубине души они остаются детьми. На вопрос, не хотят ли они есть, они застенчиво признаются: "Мы всегда голодны" - и куда только делась их бравада. Взрослые не заботятся о них: самое большее, на что эти мальчишки могут рассчитывать - это немного мелочи, которой хватит только на пакет дешевых чипсов. Хотя и это не самый плохой вариант - кого-то вообще выгнали из дома.
Семью этим бандитам заменила улица: "Они значат намного больше для меня, чем моя настоящая семья, - признается Таг. Печально, но, похоже, это отличительная черта всех британских родителей: они проводят со своими детьми меньше времени, чем их "коллеги" в других европейских странах. Как выжить без поддержки? Да никак. Именно поэтому банды и манят мальчишек.
Мэш говорит, что дом для него - это только крыша над головой: "Я постоянно слышу от матери: "Как только тебе исполнится 16 лет - убирайся на все четыре стороны". Я прихожу домой только когда мне нужно поспать".
Полицейская статистика дает понять, насколько британские дети пропитались духом улицы: из десяти ограблений четыре совершают те, которым еще не исполнилось шестнадцати. А смертность среди молодых людей в возрасте от 16 до 26 лет бьет показатели всех остальных возрастных категорий.
Учителя ничего не могут сделать: даже зная, что дети ходят в школу с ножами, они предпочитают не вмешиваться. И дело не в безразличии и черствости - просто педагогам тоже хочется жить. Если детям что-то не понравится, они не станут церемониться - подстерегут и изобьют до полусмерти, а то и вовсе прикончат.
Даже полиция нечастый гость в школах. Если ученики ввязываются в серьезную драку, то стражи порядка приезжают, как правило, только на следующий день, когда страсти уже поулягутся. Единственное, что можно сделать в такой ситуации - это отправить ребенка домой. Прошлый год выдался в этом отношении рекордным: каждый день за "недостойное поведение" выгоняли по 2200 учеников.
Чувствуя свою силу, гангстеры вольны делать все, что им заблагорассудится. "Я могу прямо во время урока задрать ноги на стол и говорить по телефону с дилером насчет покупки очередной партии наркотиков - и учителя ничего мне не скажут. Да им наплевать, они заботятся только о том, как получить свою зарплату", - таковы новые порядки, доходчиво объясненные Тагом.
Школа для уличных хулиганов стала тем же, что и работа для взрослых. "Школа сделала меня независимым в плане денег. Всю наличность, которую я когда-либо держал в руках, я принес именно из школы, занимаясь там торговлей наркотиками", - мнение 16-летнего крепыша из южного Лондона отражает укоренившуюся тенденцию: учиться читать и правильно писать далеко не так интересно, как заниматься "бизнесом".
Не имея никакого интереса к учебе, эти дети сами обрекают себя на незавидное существование. Успешные молодые джентльмены из них вряд ли получатся. А ведь все, чего им не хватало, прежде чем они вышли на улицы - это немного внимания и заботы.
Читать эту статью на английском: Why do teenagers become gangsters