Как правило, мы уважаем людей, которые много читают. Но конкретных доказательств пользы чтения, к примеру, для умственного развития, до недавних пор не было. Трудно сказать, делает ли нас процесс чтения умнее, ведь литература очень многообразна. Тем не менее последние научные исследования в этой области позволяют вывести некоторые закономерности.
В 2006 году исследователи выяснили, что люди, у которых сильнее выражена способность к эмпатии, позволяющая ставить себя на место другого, знают больше писательских имен. Одна из выдвинутых по этому поводу версий гласила, что читатель художественных произведений привыкает сопереживать героям, и потому в реальной жизни ему также свойственно реагировать на чужие переживания подобным образом. Но одновременно появилась и другая версия — о том, что просто большую потребность в чтении испытывают как раз люди, способные к эмпатии.
Любопытно, что уровень эмпатии оказывается ниже, если люди читают текст на чужом языке. Даже если человек в совершенстве владеет иностранным языком, эффект все равно будет гораздо слабее, чем когда он читает книгу на своем родном языке.
В журнале Brain and Cognition описан эксперимент, в ходе которого 26 взрослых голландцев читали книгу на английском, который учили до этого только в школе. Сканирование мозговой активности во время чтения показало, что они реагировали на перипетии сюжета куда слабее, чем когда читали книгу на голландском.
По мнению авторов исследования, родной язык мы изучаем с самого раннего детства, и он изначально является для нас эмоционально окрашенным. Иностранный язык мы начинаем обычно изучать в уже сознательном возрасте, и занятия, как правило, не связаны с какими-либо эмоциями.
Еще одно исследование, проведенное относительно недавно, выявило связь между чтением и совершенствованием некоторых эмоциональных навыков. Ученые взяли только отрывки из серьезных литературных произведений, исключив документальную литературу и популярную беллетристику.
Правда, критики отметили, что выбор отрывков для чтения был слишком ограниченным, к тому же, эмоции "читались" только по лицам испытуемых, и никто не выяснял, что происходит у них в голове на самом деле.
В журнале Cortex была опубликована статья Норин О'Салливан и ее коллег — специалистов по когнитивной нейробиологии и литературоведов по Ливерпульскому университету. В ней были описаны результаты исследования мозговой деятельности людей, целью которого было выявить, действительно ли чтение способствует "умственному здоровью и благополучию".
Ученые предположили, что чтение сложной литературы, например, поэзии, требует определенных интеллектуальных усилий. Это не только повышает уровень эмпатии, но и усиливает умственные способности в целом.
Для проверки своих теорий исследователи предложили 24 студентам, изучающим английскую литературу, прочитать и проанализировать 48 четверостиший и коротких отрывков из прозы, последние строки которых требовали переосмысления всего текста. В процессе чтения ученые сканировали мозг добровольцев. Выяснилось, что степень активности мозга различалась в зависимости от степени сложности текста и литературной начитанности студентов. Более подготовленным участникам эксперимента было легче понять произведение и переосмыслить его.
В то же время, нельзя утверждать, что литературная эрудиция является несомненным признаком развитого ума и высокого интеллекта. Степень начитанности ничего не говорит нам ни о мировоззрении человека, ни о том, как он справляется с различными задачами в реальной жизни.
Да и можно ли назвать интеллектуалом того, кто читает, скажем, только детективы или любовные романы? Ведь как раз степень интеллектуальности мы нередко определяем именно по жанру литературы, который человек предпочитает…
Поэтому можно сказать, что чтение, несомненно, приносит пользу, расширяя наш кругозор и заставляя думать и сопереживать персонажам. Но делать однозначный вывод о том, что чтение может сделать нас умнее и интеллектуальнее, по меньшей мере, преждевременно. Скорее, оно дает нам возможность применить свои интеллектуальные качества "на практике".