Часто мы жалуемся на наших преподавателей: оценки снижают незаслуженно, лекции читают скучно и сухо, объясняют непонятно и т.д. Интересно, а существует ли идеальный педагог?
Читайте также:
Кто и зачем идёт в аспирантуру?
Какие профессии будут востребованы в будущем
1.Внешность, пол и возраст. Если это и играет какую-то роль при отношении к преподавателю, то явно неглавную. Даже очень симпатичный лектор, будь он молодым человеком или девушкой, не сможет удержать внимания студентов на себе более одной лекции, если не сумеет заинтересовать своим предметом.
2. Общительность. Как следствие - умение найти общий язык с любым человеком, то есть он должен быть хорошим психологом. Бывает, что преподаватели, бывшие студенты, лучше находят общий язык с обучающимися, чем дипломированные специалисты. Если человек любит людей: семью, родственников, друзей и знакомых, для него не будет проблемой относиться к другим людям с доброжелательностью, теплом и пониманием.
3. Эрудированность. Начитанность и разносторонние знания педагогов должны поражать и одновременно воодушевлять студентов на получение большего количества информации в целом и по определённому предмету в частности. Очень интересно слушать преподавателей, которые приводят огромное количество разнообразных примеров, рассказывают разные ситуации, которые происходили в связи с теми событиями или людьми, о которых идёт речь на лекции.
4.Форма подачи материала - занимает решающее значение при понимании и запоминании. Каждый преподаватель должен быть прекрасным оратором. Можно опять же сказать что красноречие - это талант, и у кого-то он есть, а у кого-то нет, но давайте вспомним Демосфена. Он хотел говорить хорошо и много работал над собой, в результате - до наших дней о нём сохранилась память, как о прекрасном ораторе. Особенно важны для лектора дикция и громкий спокойный голос.
Чтобы атмосфера в аудитории во время занятий была более доверительной и непринуждённой, нужна связь между студентом и преподавателем, чаще всего она достигается при небольших паузах во время лекции, когда студент отдыхает от постоянного письма, а лектор рассказывает что-нибудь интересное или забавное, таким образом мы можем сделать вывод о чувстве юмора педагога.
5. Чему преподаватель хочет научить студента. Все лекции помнить всю жизнь невозможно. Необходимо научить не просто получать знания готовыми, а уметь самому добывать именно нужную информацию и отсеивать ненужную. Так что, может быть, не всегда важно, что именно знает студент, а какую систему знаний он имеет и сможет ли он самостоятельно получать знания и правильно их трактовать.
Как выглядит идеальный преподаватель для вас?
Дмитрий, 20: Самый идеальный преподаватель для меня – тот, который не должен руководствоваться принципом: «ты мало работал на семинарах, поэтому больше, чем на 4 или на 3 ты не знаешь по определению», и при этом листает зачётку и тщательно изучает все твои «хвосты». Идеальный преподаватель не должен считать, что его предмет самый интересный, важный и незаменимый. Кроме того, «халява» - это тоже неправильно, я всё-таки приветствую строгость и жесткость в некоторых вещах. Что касается возраста, я никогда не обращал существенного внимания на это. Единственное, что могу сказать: идеальный возраст преподавателя – 50-60 лет. Если он ведёт семинары по иностранным языкам, то он должен быть не старше 35-40 лет. Пример моего самого лучшего педагога: если не обращать внимания на некоторые недостатки, то хочу отметить моего препода по уголовному праву. Ему 70 лет, но выглядит на 50! Отлично ориентируется в своем предмете и материале, и всегда всё помнит.
Александра, 18: Любой учитель должен выглядеть представительно: одеваться цивильно, опрятно и придерживаться делового стиля. В общении любой педагог должен быть приятен, умеренно строг. Идеальный возраст – около 45 лет. Хотя, можно и моложе. Он должен быть высоко квалифицирован.
Татьяна, 22: Для меня идеальный преподаватель – это не друг. Дистанция должна быть, но не должно быть барьера в общении. Толерантность и уважение с обеих сторон. Внешность… Вид не такой, как у студентов. Хотя, и студенты бывают разные. Преподавателя должны еще уважать и за внешний ухоженный и элегантный вид. У меня была преподавательница по Истории Зарубежной Литературы. Никогда внешне не выдавала своего отношения к студенту. Всегда добрый и замечательно выглядящий человек. В отличие от преподавательницы по Истории Русской Литературы. Одета всегда неухожено, и за пять лет я не видела ее одетой по-другому. Снисходительное общение с отстающими в учебе порой доходило до прямых оскорблений, и удаления с занятий за что-то, ей непонравившееся.
Подводя итоги, можно сказать, что преподаватель должен быть прежде всего интересной личностью. Таким образом, я считаю, что главными качествами преподавателя являются коммуникабельность, эрудиция, профессионализм в своём деле, красноречие (свободное владение словом, логика, дикция, чувство юмора и т.д.) и постоянная работа над собой. Преподаватель должен быть интересным человеком.
Маша Шибанова
Читать эту статью на английском: Looks like an ideal teaching?