Не секрет, что многие руководители склонны повышать голос на своих подчиненных, распекая их за плохое выполнение служебных обязанностей, что нередко воспринимается как норма. Недавно психологи из Университета штата Мичиган в США нашли объяснение этому явлению.
Результаты своего исследования они опубликовали в Journal of Applied Psychology.
Лицензия на нарушение правил
Ученые напоминают о том, что в психологии существует термин "моральное лицензирование". Сначала человек неукоснительно соблюдает установленные формальные нормы и правила поведения (скажем, не позволяет себе повышать голос на окружающих или оскорблять их). Однако потом по каким-то причинам он теряет контроль над собой и начинает нарушать эти правила.
Перед тем как прийти к подобным выводам, специалисты в течение нескольких дней наблюдали за взаимоотношениями между руководителями и их подчиненными в сферах розничной
торговли, образования, промышленного производства и здравоохранения. Эти наблюдения показали, что, начав общение с сотрудниками в корректной форме, начальник часто впоследствии срывался на крик.
Это боссы объясняли тем, что подчиненные не выполняли их указаний, не понимали поставленных перед ними задач, вели себя бестолково и своим поведением наносили ущерб организации.
Все мы знаем, что есть начальники, которые вообще не ведают иной манеры разговора, чем крик. Возможно, когда-то они и пытались общаться с подчиненными иначе, но затем усвоили, что накричать на работника — лучший стимул заставить его все делать как надо.
К сожалению, это не так. Возможно, на некоторых сотрудников постоянное понукание со стороны шефа действительно оказывает стимулирующее воздействие. Но у многих крики начальника вызывают только стресс и панику. Наслушавшись воплей: "Ты идиот!", "Я тебя зарплаты лишу!" и прочего, человек может просто взять и написать заявление об уходе (если он натура тонкая и не выносящая унижения собственного достоинства). Либо от крика он перестанет соображать и вряд ли поймет, что сделал не так и что от него требуется. Так что "воспитание криком" вряд ли может считаться панацеей от плохой работы. Можно таким образом добиться совершенно противоположного результата.
Что же делать, если вы столкнулись с крикливым руководителем? Вот рекомендации психологов
Попытайтесь выяснить, кричит ли он только в определенных ситуациях, или это вообще его стиль работы.
Если начальник кричит всегда и на всех, то вам нечего особенно опасаться. Покричит и успокоится… Но если он обычно разговаривает корректно и вдруг повысил голос, значит, вы и впрямь допустили серьезный промах.
Попытайтесь уловить в криках начальника рациональное зерно. Если вас распекают, следовательно, есть какая-то причина. Попробуйте понять свою ошибку. Иначе постоянно будете мишенью для брани.
Не вступайте с начальником в пререкания, когда он на вас кричит. Подождите, когда прокричится, и ответьте, что поняли его претензии. Либо, если не поняли, попросите разъяснить. Скорее всего, после этого шеф заговорит на полтона ниже… Не согласны с боссом — объясните, в чем именно не согласны, но при этом не кричите, как он. Помните, что рано или поздно он выдохнется и устанет вести беседу на повышенных тонах.
Прежде чем "становиться в позу" и выдавать фразы "Что вы на меня кричите?" или "Хорошо, мне надоели ваши оскорбления, ищите себе другого сотрудника!" — сначала все взвесьте. Новую работу в кризис найти непросто, гораздо легче притерпеться к начальнику-крикуну… Если вы будете правильно себя вести, это перестанет быть для вас проблемой.
А если вы сами начальник и любитель покричать?
Старайтесь повышать голос только "по делу", если подчиненные уж совсем "зарвались". Стоит сдерживать себя, если сотрудник, на которого собираетесь накричать, уж слишком чувствителен. Возможно, устроив "экзекуцию", вы лишитесь хорошего специалиста. Всегда можно довести свои претензии до сведения работника так, чтобы не срываться на крик.
Не сдержались и наорали — дайте себе труд извиниться. Этим вы покажете, что хотя бы относитесь к сотруднику с уважением. Скажите: "Прости, я сгоряча на тебя накричал. Но все-таки учти на будущее свои недочеты".
Создайте на работе условия для психологической разгрузки. Скажем, устраивайте в течение рабочего дня кратковременные рабочие перерывы и для себя, и для сотрудников. Ведь причина того, что люди набрасываются друг на друга, порой бывает только в том, что у них сдают нервы по причине усталости…