Карьера

Профессиональные навыки человека будущего

Наша жизнь постоянно меняется, а вслед за ростом технологий меняются и требования к профессиям и самим профессионалам… Что же позволит специалистам лучше адаптироваться к "вызовам будущего" и стать более эффективными? На Всемирном экономическом Форуме в Давосе был озвучен перечень профессиональных навыков, которые будут популярны через пять лет.

Умение принимать решения

Хорошие инициативы часто не движутся с места только потому, что те, от кого это зависит, не могут принять решение. Особенно если оно достаточно ответственное и требует определенного риска.

Иногда человек вполне профессионален, но все же не желает брать на себя ответственность в принятии решений. Это необходимое качество, которое позволит двигаться вперед, наверняка станет очень востребованным в недалеком будущем.

Умение взаимодействовать с людьми

Успех любого проекта или начинания во многом зависит от того, насколько удачно взаимодействуют между собой люди, которые участвуют в этом деле. Если нет взаимопонимания, то каши, как говорится, тут не сваришь… Поэтому фору в будущем получат наиболее успешные "переговорщики".

Гибкость мышления

Речь о способности быстро переключаться с одной мысли на другую, а также одновременно обдумывать несколько вещей. Это поможет выиграть в ситуации, которая требует быстрых реакций. В наш век мы редко можем позволить себе такую роскошь, как работа в режиме "однозадачности".

Эмоциональный интеллект

Термин "эмоциональный интеллект" вошел в нашу жизнь в 1995 году, когда вышла книга Дэниела Гоулмана с одноименным названием. Суть теории состоит в том, что управление собственными эмоциями и распознавание чужих эмоций, намерений, мотивации и желаний являются неотъемлемой частью успеха в решении практических задач, в том числе карьерного и профессионального характера.

Так, мы порой возмущаемся тем, что коллега по работе ведет себя с нами не слишком приветливо. Но ведь на все есть своя причина. А что если виноват не вредный характер коллеги или его плохое отношение к нам, а обстоятельства? Мало ли: заболел ребенок, приключилась ссора с любимым человеком, затопило квартиру… Поняв, что чувствует и переживает другой человек, мы, возможно, перестанем на него обижаться за не совсем корректное поведение. И это поможет более эффективно выстраивать профессиональные отношения.

Критическое мышление

Этот способ мышления ставит под сомнение существующие законы, правила и убеждения. Иногда сомнение является двигателем прогресса и позволяет нам двигаться вперед. Человек, который сомневается в существующих прописных истинах и пытается идти своим путем, способен достичь гораздо большего, чем сторонник традиционных методик.

Комплексный подход к решению задач

Вот пример. Пациент приходит к врачу и начинает жаловаться на свои болячки. Сейчас в большинстве случаев схема будет такая: постановка диагноза и стандартизованное лечение от конкретной проблемы… Вряд ли медик станет расспрашивать больного о личных и семейных неурядицах, которые могли привести к стрессу, а тот, в свою очередь — к болезни…

Врачу будущего придется быть одновременно и терапевтом, и психологом, и психиатром… Он будет пытаться устранить изначальную причину, а потом уже лечить заболевание. И такой комплексный подход будет характерен и для многих других профессий.

Креативность в самом широком смысле

Креативность — это не только конкретное творчество вроде литературы, музыки или живописи. Это, прежде всего, нестандартный подход к делу и умение видеть перспективу. Данный навык пригодится в любой сфере, будь то искусство или, скажем, бизнес.

Умение управлять людьми

Заполучив руководящую должность, многие люди думают, что дальше все пойдет как по маслу. Но искусство руководства далеко не просто.

Хороший руководитель будет не просто раздавать задания своим подчиненным, он будет стараться раскрывать их творческий потенциал на благо общему делу. Он сможет расставить людей по местам так, чтобы они работали с максимальной отдачей. Вот такие начальники будут востребованы через несколько лет.

Ориентированность на клиента

Компании, которые работают с клиентами, как правило, предлагают определенный пакет услуг. Однако бывают случаи, которые выбиваются из общего ряда. Порой клиент нуждается в услуге, которая не входит в предоставляемый комплект. Тем не менее, предоставив ее, фирма значительно выиграет.

Представьте себе, что вы забыли в офисе компании, услугами которой воспользовались, какую-то важную вещь — например, паспорт, портмоне или мобильный телефон… Чаще всего в таких случаях сотрудники фирмы связываются с вами и просят заехать за вашей собственностью. Это общепринятая практика… Но если сотрудник не попросит вас приехать, а привезет забытую вещь к вам домой или доставит ее с курьером, то вы наверняка будете благодарны компании за "сервис" и начнете рекомендовать ее своим знакомым.