Карьера

Деловой этикет: основные правила

Кто из нас не мечтает о хорошей должности с высокой зарплатой или об успехе в бизнесе. Но в итоге многие не могут удержаться на новой работе дольше нескольких месяцев, а любой бизнес-проект заканчивается неудачей. Дело может быть вовсе не в отсутствии профессионализма, а в несоблюдении делового этикета. Его правила не так уж сложны.

Уважайте чужое время

Опоздание на собеседование даже на несколько минут может стать причиной того, что вы не получите работу. А если вы регулярно опаздываете на саму работу? А если не приходите вовремя на важное совещание или переговоры?

Увы, такое дозволено лишь "большим начальникам". Если вы хотите добиться большего в карьере или создать себе хорошую репутацию в бизнесе, вам следует прежде всего научиться ценить не только свое, но и чужое время. Иначе вы вполне можете упустить нечто важное, а также создадите себе репутацию ненадежности.

Уважайте окружающих

Причем неважно, с кем вы имеете дело — с коллегой, партнером или клиентом… Никогда не захлопывайте дверь перед носом человека, даже если рабочий день уже закончился или вы идете на обед… Не будьте невежливы с незнакомцами, зашедшими к вам в офис — мало ли кто они такие и зачем пришли!

Старайтесь выслушивать тех, кто к вам обращается. Некорректное поведение с кем бы то ни было может в дальнейшем обернуться большими проблемами.

Учитесь говорить по-деловому

В процессе работы или бизнеса нам часто требуется за короткое время донести до собеседника суть дела. Во-первых, важно, чтобы ваша речь была хотя бы относительно грамотной. Старайтесь избегать длительных "вводок", не использовать слова-паразиты, не повторять одно и то же по нескольку раз — это, как правило, раздражает собеседников.

Табу также являются различные "лирические отступления", кривляния, пародирование. То, что нормально в кругу друзей, совершенно не подходит для деловой атмосферы. Лучше всего перед беседой заранее составить тезисы, четко ставить вопросы и отвечать на них.

Соблюдайте правила жестикуляции

Делового человека выдают энергичная уверенная похода и прямая осанка. Не рекомендуется размахивать руками, бурно жестикулировать во время разговора… Прикасаться к собеседнику, обнимать его, хлопать по плечу допустимо лишь с близкими друзьями и приятелями. Во всех остальных случаях достаточно рукопожатия.

При этом старайтесь не сжимать ладонь собеседника слишком сильно и не трясите ее слишком долго. Будьте сдержанны во всем.

Соблюдайте телефонный этикет

Следует всегда вежливо разговаривать с людьми по телефону, даже если вы не знаете, кто на другом конце провода. Если звонок нужно сделать вам, заранее подготовьте план разговора, составьте вопросы. Если к вам звонят с претензиями, возникает конфликтная ситуация, вы должны быть готовы к ней и попытаться разрешить конфликт, используя корректную форму разговора.

Избегайте телефонных разговоров по личным вопросам в рабочее время. Предупредите своих близких и знакомых, чтобы они не звонили вам на рабочий телефон — только на мобильный, и только в случае крайней необходимости.

Ведите переписку в деловом стиле

Все деловые письма должны быть составлены грамотно и без ошибок, независимо от того, написаны они на бумаге или предназначены для пересылки по электронной почте. Тон письма должен быть корректным, даже если его содержание связано с какими-то конфликтными ситуациями. Не допускаются оскорбления адресатов, тем более они могут стать впоследствии поводом для судебного иска.

В любом письме обязательно должны быть указаны ваше имя, должность или статус и контактные данные. Лучше всего указать их полностью — название компании и отдела (если есть), электронный и почтовый адрес, номер телефона, адрес корпоративного сайта и проч.

Соблюдайте коммерческую тайну

Многие руководители включают в контракт с сотрудниками пункт, в котором те обязуются не разглашать коммерческую тайну. Но порой сотрудники, подписав договор, тут же об этом забывают. И в результате, вольно или невольно разглашают конфиденциальную информацию, к которой получают доступ — например, о прибылях компании…

Не редкость и ситуации, когда уволившийся специалист крадет, скажем, клиентскую базу компании и устраивается к конкурентам.

Но стоит вам один раз так поступить — и вы уже приобретаете определенную "славу". При случае вам могут отомстить, а при самом худшем раскладе вам никогда уже не устроиться на приличную работу по специальности.

Работайте 80 процентов своего рабочего времени

Как показывает практика, люди не в состоянии трудиться 100 процентов рабочего времени. Но у многих 80 процентов рабочего дня уходит на пустую болтовню с сослуживцами, перекуры, чаепития и сидение в соцсетях. И только 20 процентов времени они действительно работают.

Но некоторые сотрудники, напротив, большую часть времени отводят работе. И вот они-то быстрее делают карьеру, ведь реальную прибыль компании приносит труд, а не "перекуры"…